ПОЧЕМУ НАБОКОВ
НЕ ЛЮБИЛ ДОСТОЕВСКОГО?

Отвечает Николай Мельников, кандидат филологических наук,
доцент кафедры теории литературы МГУ,
специалист по творчеству Владимира Набокова

ПОЧЕМУ НАБОКОВ
НЕ ЛЮБИЛ ДОСТОЕВСКОГО?

Отвечает Николай Мельников, кандидат филологических наук,
доцент кафедры теории литературы МГУ,
специалист по творчеству Владимира Набокова
Был один автор, которого Владимир Набоков любил, — и это был сам Владимир Набоков.
Я думаю, вопрос «Почему Набоков не любил Достоевского?» можно было бы продолжить до бесконечности: «Почему Набоков не любил Стендаля, Тургенева, Максима Горького, Хемингуэя, Фолкнера, Пастернака, Томаса Манна» — и так далее. Правда, был все-таки один автор, которого Владимир Набоков любил, — и это был сам Владимир Набоков.

Оскар Уайльд (которого Набоков тоже не любил) в своем эссе «Критик как художник» писал: «Скверные художники вечно восторгаются друг другом. Они именуют свои восторги широтой вкуса и свободой от предвзятости. Но истинно крупный мастер не способен представить себе, что можно показывать жизнь и творить красоту не теми способами, которые он избрал для самого себя. Творчество целиком поглощает и растворяет в себе критическую способность, ему отпущенную. Оно не оставляет ничего, что пошло бы на суждение о других».

Поэтому, наверное, Набоков и не любил Достоевского. К тому же Достоевский был его антиподом, который совершенно иначе осмыслял мир, по-другому видел человека и литературу. Набоков говорил, что для него литература — это вопрос стиля, а не идей. Он считал Достоевского журналистом, обвинял в мелодраматизме; «драматический сумбур и пошло-фальшивый мистицизм», как Набоков писал в одном из своих эссе, его тоже отталкивали. Кстати, Достоевского не любили многие известные авторы, например тот же Иван Бунин.

Но несмотря на это, даже первые рецензенты таких произведений Набокова, как «Соглядатай» и «Отчаяние», проводили вполне оправданные параллели между Достоевским и Сириным (набоковский псевдоним довоенного периода), находили немало общего и в тематике произведений, и в главных героях — героях-одержимых. Так что отчасти Набоков отстранялся от Достоевского лишь декларативно: творчество Достоевского оказало неоспоримое влияние на русскую культуру, и даже такой эгоцентрик, как Набоков, не мог от него полностью освободиться.
Я думаю, вопрос «Почему Набоков не любил Достоевского?» можно было бы продолжить до бесконечности: «Почему Набоков не любил Стендаля, Тургенева, Максима Горького, Хемингуэя, Фолкнера, Пастернака, Томаса Манна» — и так далее. Правда, был все-таки один автор, которого Владимир Набоков любил, — и это был сам Владимир Набоков.

Оскар Уайльд (которого Набоков тоже не любил) в своем эссе «Критик как художник» писал: «Скверные художники вечно восторгаются друг другом. Они именуют свои восторги широтой вкуса и свободой от предвзятости. Но истинно крупный мастер не способен представить себе, что можно показывать жизнь и творить красоту не теми способами, которые он избрал для самого себя. Творчество целиком поглощает и растворяет в себе критическую способность, ему отпущенную. Оно не оставляет ничего, что пошло бы на суждение о других».

Поэтому, наверное, Набоков и не любил Достоевского. К тому же Достоевский был его антиподом, который совершенно иначе осмыслял мир, по-другому видел человека и литературу. Набоков говорил, что для него литература — это вопрос стиля, а не идей. Он считал Достоевского журналистом, обвинял в мелодраматизме; «драматический сумбур и пошло-фальшивый мистицизм», как Набоков писал в одном из своих эссе, его тоже отталкивали. Кстати, Достоевского не любили многие известные авторы, например тот же Иван Бунин.

Но несмотря на это, даже первые рецензенты таких произведений Набокова, как «Соглядатай» и «Отчаяние», проводили вполне оправданные параллели между Достоевским и Сириным (набоковский псевдоним довоенного периода), находили немало общего и в тематике произведений, и в главных героях — героях-одержимых. Так что отчасти Набоков отстранялся от Достоевского лишь декларативно: творчество Достоевского оказало неоспоримое влияние на русскую культуру, и даже такой эгоцентрик, как Набоков, не мог от него полностью освободиться.


Материалы по теме