КАК ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ ХОТЕЛИ ПЕРЕСТРОИТЬ МОСКВУ?

Отвечает Дарья Федосова,
автор портала «Культура.РФ»
КАК ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ ХОТЕЛИ ПЕРЕСТРОИТЬ МОСКВУ?
Отвечает Дарья Федосова,
автор портала «Культура.РФ»
Реконструкция была обоснована не только идеологическими причинами. После революции в Москву стало стекаться население, и новых жителей требовалось обеспечить и жильем, и транспортной инфраструктурой.
После Октябрьской революции, в марте 1918 года, советское правительство перенесло столицу России из Петрограда в Москву. И в 1920-х годах началась интенсивная застройка, благодаря которой спокойный купеческий город должен был превратиться в лицо всего Советского Союза.

В 1910-х годах в Москве насчитывалось около 50 тысяч жилых зданий, более половины из которых были деревянными и лишь около 30 процентов — каменными. В основном город был застроен деревянными одноэтажными домами, каменных двухэтажных зданий было гораздо меньше, а постройки из трех и более этажей и вовсе были редкостью. Такой облик не соответствовал статусу социалистического города будущего.

Однако реконструкция была обоснована не только идеологическими причинами. После революции в Москву стало стекаться население, и новых жителей требовалось обеспечить и жильем, и транспортной инфраструктурой — и достаточно быстро.

В первые же годы после революции стали появляться планы по реконструкции Москвы. Одним из самых ранних стал проект Бориса Сакулина. В 1918 году он представил «Инфлюэнтограмму Москвы — города — центра экономического района». Этот план предполагал развитие большой территории с экономическим центром в столице. Инженер хотел объединить в одну систему Москву и пригороды. Саму столицу, которой отводилась роль метрополии, Сакулин предлагал окружить озелененным кольцом, а города-спутники не только на территории Московской области, но и за ее пределами связать с Москвой с помощью развитой транспортной системы. Например, одной дорогой были бы связаны Ржев, Тула, Владимир и Ярославль.

Следующим крупным проектом стал план «Новая Москва» архитекторов Алексея Щусева и Ивана Жолтовского. Его основной задачей было «сделать план реконструкции Москвы на новых социальных принципах».

Жолтовский вспоминал:
После Октябрьской революции, в марте 1918 года, советское правительство перенесло столицу России из Петрограда в Москву. И в 1920-х годах началась интенсивная застройка, благодаря которой спокойный купеческий город должен был превратиться в лицо всего Советского Союза.

В 1910-х годах в Москве насчитывалось около 50 тысяч жилых зданий, более половины из которых были деревянными и лишь около 30 процентов — каменными. В основном город был застроен деревянными одноэтажными домами, каменных двухэтажных зданий было гораздо меньше, а постройки из трех и более этажей и вовсе были редкостью. Такой облик не соответствовал статусу социалистического города будущего.

Однако реконструкция была обоснована не только идеологическими причинами. После революции в Москву стало стекаться население, и новых жителей требовалось обеспечить и жильем, и транспортной инфраструктурой — и достаточно быстро.

В первые же годы после революции стали появляться планы по реконструкции Москвы. Одним из самых ранних стал проект Бориса Сакулина. В 1918 году он представил «Инфлюэнтограмму Москвы — города — центра экономического района». Этот план предполагал развитие большой территории с экономическим центром в столице. Инженер хотел объединить в одну систему Москву и пригороды. Саму столицу, которой отводилась роль метрополии, Сакулин предлагал окружить озелененным кольцом, а города-спутники не только на территории Московской области, но и за ее пределами связать с Москвой с помощью развитой транспортной системы. Например, одной дорогой были бы связаны Ржев, Тула, Владимир и Ярославль.

Следующим крупным проектом стал план «Новая Москва» архитекторов Алексея Щусева и Ивана Жолтовского. Его основной задачей было «сделать план реконструкции Москвы на новых социальных принципах».

Жолтовский вспоминал:
После революции я предложил свой проект, организовали мастерские и стали разрабатывать план реконструкции Москвы. Нас постоянно жали. Дело дошло до Ленина. Владимир Ильич, несмотря на свою загруженность государственной работой, находил время, чтобы интересоваться проектом реконструкции столицы по мюнхенской планировке.

Главной идеей нового проекта стали сохранение и загрузка исторического центра. Архитекторы предлагали перенести все правительственные здания на Ходынское поле, и тем самым превратить Кремль в исторический музей. Важным пунктом стало сохранение радиально-кольцевой планировки Москвы и превращение ее в город-сад: в городе должны были появиться «зеленые клинья», пронизывающие столицу от центра до периферии. Этот проект принят не был: он опирался на оторванные от реальности демографические оценки и не учитывал нужды развивающейся в городе промышленности. Однако идеи, выдвинутые Щусевым и Жолтовским в «Новой Москве», легли в основу реконструкций Тверской площади, Суворовского бульвара и района Хитровской площади.

В этот же период шла работа над другим масштабным планом — «Большой Москвой» инженера Сергея Шестакова. Этот проект предлагал не просто сохранить радиально-кольцевую структуру города, но и существенно ее развить: кольцевых магистралей должно было стать семь. Всю Москву Шестаков хотел разделить на несколько зон — так же, по кольцам. А последние два кольца объединили бы города-спутники, где и предполагалось расселять всё прибывающих горожан. Проект акцентировал внимание не только на расширении города, но и на важности его озеленения: «в целях создания надежной границы Москвы, за которую город при своем предельном развитии не должен расширяться, вместо пограничной черты намечается оградительная лесная зона». Этот план так же не воплотился, поскольку не соответствовал стремительно меняющемуся городскому образу жизни, однако часть предложений Шестакова была реализована в дальнейших градостроительных проектах.

В 1933 году к разработке плана перестройки Москвы привлекли проектные мастерские Моссовета. И тогда Владимир Семенов и Сергей Чернышев представили Генеральный план реконструкции Москвы. Этот проект предполагал расширение и упорядочивание улиц и площадей, озеленение города, появление новых магистралей и развитие транспортной инфраструктуры — с учетом исторической радиально-кольцевой системы Москвы. Проект открывался словами:
Стихийно развивавшаяся на протяжении многих веков Москва отражала даже в лучшие годы своего развития характер варварского российского капитализма. Узкие и кривые улицы, изрезанность кварталов множеством переулков и тупиков, неравномерная застройка центра и периферии, загроможденность центра складами и мелкими предприятиями, низкая этажность и ветхость домов при крайней их скученности, беспорядочное размещение промышленных предприятий, железнодорожного транспорта и других отраслей хозяйства и быта — мешают нормальной жизни бурно развивающегося города, в особенности городскому движению, и требуют коренного и планомерного переустройства.
Спустя два года Иосиф Сталин утвердил Генплан. Он считал, что «без хорошей столицы  — нет государства. Нам нужна столица красивая, перед которой бы все преклонялись, всем столицам столица, центр науки, культуры и искусства».

Согласно Генеральному плану и началась сталинская реконструкция Москвы. В том же 1935 году осуществили один из его приоритетных пунктов — завершили строительство первой очереди метрополитена.
Материалы по теме