КТО ТАКИЕ МЕЦЕНАТЫ?

Отвечает Полина Пендина,
автор портала «Культура.РФ»
КТО ТАКИЕ МЕЦЕНАТЫ?
Отвечает Полина Пендина,
автор портала «Культура.РФ»
При поддержке неравнодушных купцов и предпринимателей открывались новые музеи и театры, а усадьбы превращались в настоящие культурные центры.
Меценатами называют покровителей наук и искусств, людей, которые безвозмездно тратят средства на благотворительность, поддержку учебных заведений, музеев, театров, художников, писателей, артистов и других деятелей культуры.

Само слово «меценат» произошло от имени римского государственного деятеля Гая Цильния Мецената, правой руки и близкого друга императора Октавиана Августа. Он был известным поклонником изящных искусств, покровителем талантов, и исследователи считают, что именно благодаря ему в Древнем Риме начался золотой период искусства, наук и ремесел. Вокруг Мецената сформировался круг знаменитых поэтов того времени, которых он поддерживал: среди них были, например, Вергилий и Гораций. Благодаря этому имя Мецената со временем стало нарицательным.

Одной из самых известных династий меценатов в Европе было семейство Медичи. Правители Флоренции на протяжении нескольких столетий поддерживали выдающихся деятелей эпохи Возрождения — Микеланджело, Боттичелли, Рафаэля, Тициана и других мастеров.

Золотой век меценатства в Российской империи пришелся на девятнадцатое столетие. При поддержке неравнодушных купцов и предпринимателей открывались новые музеи и театры, а усадьбы превращались в настоящие культурные центры. Одним из таких имений стало Абрамцево — усадьба купца Саввы Мамонтова, куда на лето приезжали Илья Репин, Михаил Врубель, Константин Коровин, Валентин Серов и другие художники. На средства Мамонтова ездили в научные экспедиции для изучения икон и памятников древнерусского зодчества, а в самой усадьбе работали музей народного творчества, столярная, вышивальная и гончарная мастерские. Кроме того, Мамонтов открыл в Москве Частную оперу, где пел Федор Шаляпин и дирижировал Сергей Рахманинов.

Другим важным культурным центром стало имение княгини Марии Тенишевой под Смоленском — Талашкино. При ее поддержке были открыты ремесленные мастерские для детей рабочих рельсопрокатного завода в городе Бежице Брянской области и музей народных промыслов. На средства Тенишевой мастера-современники смогли исследовать и возродить утраченную технику выемчатой эмали.

Княгиня также организовала школу, где молодые люди могли подготовиться к поступлению в Академию художеств. Преподавал в ней Илья Репин. А вместе с Мамонтовым Тенишева финансировала издание журнала «Мир искусства» Сергея Дягилева и Александра Бенуа.

Еще один меценат, Савва Морозов, строил больницы и родильные приюты, жертвовал на издание книг, а Московскому Художественному театру подарил здание, оборудованное по последнему слову техники. «Я радуюсь, что русский театр нашел своего Морозова подобно тому, как художество дождалось своего Третьякова», — говорил о нем Константин Станиславский.

Профессиональный и любительский театр поддерживал и купец Алексей Бахрушин. Он не только руководил строительством церквей, больниц, приютов и школ, но и собирал уникальную коллекцию театрального реквизита: личные вещи знаменитых артистов, костюмы и музыкальные инструменты, которые позже стали основой экспозиции его Театрального музея. На средства Бахрушина антрепренер Федор Корш открыл собственный театр — самый популярный и крупный общедоступный театр Москвы.
Меценатами называют покровителей наук и искусств, людей, которые безвозмездно тратят средства на благотворительность, поддержку учебных заведений, музеев, театров, художников, писателей, артистов и других деятелей культуры.

Само слово «меценат» произошло от имени римского государственного деятеля Гая Цильния Мецената, правой руки и близкого друга императора Октавиана Августа. Он был известным поклонником изящных искусств, покровителем талантов, и исследователи считают, что именно благодаря ему в Древнем Риме начался золотой период искусства, наук и ремесел. Вокруг Мецената сформировался круг знаменитых поэтов того времени, которых он поддерживал: среди них были, например, Вергилий и Гораций. Благодаря этому имя Мецената со временем стало нарицательным.

Одной из самых известных династий меценатов в Европе было семейство Медичи. Правители Флоренции на протяжении нескольких столетий поддерживали выдающихся деятелей эпохи Возрождения — Микеланджело, Боттичелли, Рафаэля, Тициана и других мастеров.

Золотой век меценатства в Российской империи пришелся на девятнадцатое столетие. При поддержке неравнодушных купцов и предпринимателей открывались новые музеи и театры, а усадьбы превращались в настоящие культурные центры. Одним из таких имений стало Абрамцево — усадьба купца Саввы Мамонтова, куда на лето приезжали Илья Репин, Михаил Врубель, Константин Коровин, Валентин Серов и другие художники. На средства Мамонтова ездили в научные экспедиции для изучения икон и памятников древнерусского зодчества, а в самой усадьбе работали музей народного творчества, столярная, вышивальная и гончарная мастерские. Кроме того, Мамонтов открыл в Москве Частную оперу, где пел Федор Шаляпин и дирижировал Сергей Рахманинов.

Другим важным культурным центром стало имение княгини Марии Тенишевой под Смоленском — Талашкино. При ее поддержке были открыты ремесленные мастерские для детей рабочих рельсопрокатного завода в городе Бежице Брянской области и музей народных промыслов. На средства Тенишевой мастера-современники смогли исследовать и возродить утраченную технику выемчатой эмали.

Княгиня также организовала школу, где молодые люди могли подготовиться к поступлению в Академию художеств. Преподавал в ней Илья Репин. А вместе с Мамонтовым Тенишева финансировала издание журнала «Мир искусства» Сергея Дягилева и Александра Бенуа.

Еще один меценат, Савва Морозов, строил больницы и родильные приюты, жертвовал на издание книг, а Московскому Художественному театру подарил здание, оборудованное по последнему слову техники. «Я радуюсь, что русский театр нашел своего Морозова подобно тому, как художество дождалось своего Третьякова», — говорил о нем Константин Станиславский.

Профессиональный и любительский театр поддерживал и купец Алексей Бахрушин. Он не только руководил строительством церквей, больниц, приютов и школ, но и собирал уникальную коллекцию театрального реквизита: личные вещи знаменитых артистов, костюмы и музыкальные инструменты, которые позже стали основой экспозиции его Театрального музея. На средства Бахрушина антрепренер Федор Корш открыл собственный театр — самый популярный и крупный общедоступный театр Москвы.
Материалы по теме