Меценатами называют покровителей наук и искусств, людей, которые безвозмездно тратят средства на благотворительность, поддержку учебных заведений, музеев, театров, художников, писателей, артистов и других деятелей культуры.
Само слово «меценат» произошло от имени римского государственного деятеля Гая Цильния Мецената, правой руки и близкого друга императора Октавиана Августа. Он был известным поклонником изящных искусств, покровителем талантов, и исследователи считают, что именно благодаря ему в Древнем Риме начался золотой период искусства, наук и ремесел. Вокруг Мецената сформировался круг знаменитых поэтов того времени, которых он поддерживал: среди них были, например, Вергилий и Гораций. Благодаря этому имя Мецената со временем стало нарицательным.
Одной из самых известных династий меценатов в Европе было семейство Медичи. Правители Флоренции на протяжении нескольких столетий поддерживали выдающихся деятелей эпохи Возрождения — Микеланджело, Боттичелли, Рафаэля, Тициана и других мастеров.
Золотой век меценатства в Российской империи пришелся на девятнадцатое столетие. При поддержке неравнодушных купцов и предпринимателей открывались новые музеи и театры, а усадьбы превращались в настоящие культурные центры. Одним из таких имений стало
Абрамцево — усадьба купца
Саввы Мамонтова, куда на лето приезжали
Илья Репин,
Михаил Врубель,
Константин Коровин,
Валентин Серов и другие художники. На средства Мамонтова ездили в научные экспедиции для изучения икон и памятников древнерусского зодчества, а в самой усадьбе работали музей народного творчества, столярная, вышивальная и гончарная мастерские. Кроме того, Мамонтов открыл в
Москве Частную оперу, где пел
Федор Шаляпин и дирижировал
Сергей Рахманинов.
Другим важным культурным центром стало имение княгини
Марии Тенишевой под Смоленском — Талашкино. При ее поддержке были открыты ремесленные мастерские для детей рабочих рельсопрокатного завода в городе Бежице
Брянской области и музей народных промыслов. На средства Тенишевой мастера-современники смогли исследовать и возродить утраченную технику выемчатой эмали.
Княгиня также организовала школу, где молодые люди могли подготовиться к поступлению в
Академию художеств. Преподавал в ней Илья Репин. А вместе с Мамонтовым Тенишева финансировала издание журнала «Мир искусства»
Сергея Дягилева и
Александра Бенуа.
Еще один меценат,
Савва Морозов, строил больницы и родильные приюты, жертвовал на издание книг, а
Московскому Художественному театру подарил здание, оборудованное по последнему слову техники.
«Я радуюсь, что русский театр нашел своего Морозова подобно тому, как художество дождалось своего Третьякова», — говорил о нем
Константин Станиславский.
Профессиональный и любительский театр поддерживал и купец
Алексей Бахрушин. Он не только руководил строительством церквей, больниц, приютов и школ, но и собирал уникальную коллекцию театрального реквизита: личные вещи знаменитых артистов, костюмы и музыкальные инструменты, которые позже стали основой экспозиции его
Театрального музея. На средства Бахрушина
антрепренер Федор Корш открыл собственный театр — самый популярный и крупный общедоступный театр Москвы.