Первые станции метро в России открылись в 1935 году, в
Москве: это были 13 станций Сокольнической линии. Но разные проекты метрополитена разрабатывали задолго до этого.
Лондонское метро открылось в 1863 году. Однако выглядело оно совсем не так, как в наши дни: это была шестикилометровая железная дорога, которая соединила два вокзала, и пролегала она частично в тоннелях, а частично — по земле. Строительством занималась компания Metropolitan Railway, именно из ее названия слово «метрополитен» пришло в другие языки. А в 1868 году метро появилось в Нью-Йорке. Позже, к концу XIX века, новый вид транспорта пришел и в другие крупные города: Париж, Будапешт, Берлин. К тому времени наземный транспорт уже не справлялся с увеличивающимся потоком пассажиров.
На фоне строительства метрополитена на Западе о необходимости такого вида транспорта задумались и в Российской империи. Но первые проекты появились более чем за 100 лет до начала этой дискуссии.
В 1814 году английский ученый Марк Брюнель предложил
Александру I вместо моста над Невой построить тоннель под ней. Император идею отверг. Через несколько лет Брюнель все же воплотил свой замысел: по его проекту прорыли тоннель под Темзой.
А спустя шесть лет после английского ученого похожую инициативу предложил мещанин Торгованов. Он хотел построить тоннель, соединяющий
Васильевский остров и
Адмиралтейскую сторону в
Петербурге. Александр в ответ на это приказал выплатить Торгованову 200 рублей и взять с него расписку, что тот более не будет заниматься подобными проектами.
В конце XIX века, когда идея построить метрополитен в Санкт-Петербурге охватила умы многих, проектов было несколько. Одним из первых стал план инженера Ганемана: он предлагал вместо Троицкого
моста построить тоннель от Марсова поля до Петербургской стороны. Однако власти отдали предпочтение мосту. Позже инженер Рафаил Гартман создал проект, по которому следовало осушить канал Грибоедова и по дну пустить метро. Затем Генрих Гиршсон призвал построить тоннель под Невским проспектом, аргументируя свою идею загруженностью улицы. Но все эти планы так и не были реализованы.
Самым продуманным проектом того времени стал план инженера Петра Балинского. Он предложил построить в Петербурге 11 радиальных и одну кольцевую линию. Длина железной дороги составила бы 102 километра, а стоимость — 190 миллионов. Идею Балинского серьезно обсуждали в Петербургской городской думе, но вердикт вынесли неутешительный — отказ. Повлияло на это решение
трамвайного лобби: предприниматели лично просили
Николая II отвергнуть проект инженера.
Петр Балинский планировал построить метро не только в Петербурге, но и в Москве. Он предлагал создать 12 линий, соединить окраины с центром. В 1902 году Балинский внес проект в Городскую Думу, но и в Москве ему отказали. В том же году представил свой проект московского метро и инженер Александр Антонович. Он предлагал прокладку линий не только под землей, но и по ней. Должно было быть построено четыре радиальные и одна кольцевая ветки: