КАКИЕ БЫВАЮТ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ?

Отвечает Анастасия Войко,
автор портала «Культура.РФ»

КАКИЕ БЫВАЮТ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ?

Отвечает Анастасия Войко,
автор портала «Культура.РФ»
Аристотель сформулировал разделение произведений по трем родам: лирика, эпос, драма.
Жанрами называют определенные виды произведений. Они формировались вместе с развитием литературы.

Одним из первых классификацию жанрам дал древнегреческий философ Аристотель в «Поэтике». Словесность он рассматривал как подражание реальности:
Жанрами называют определенные виды произведений. Они формировались вместе с развитием литературы.

Одним из первых классификацию жанрам дал древнегреческий философ Аристотель в «Поэтике». Словесность он рассматривал как подражание реальности:
Как кажется, поэзию создали вообще две причины, притом естественные. Во-первых, подражать присуще людям с детства; они отличаются от других живых существ тем, что в высшей степени склонны к подражанию, и первые познания человек приобретает посредством подражания. Во-вторых, подражание всем доставляет удовольствие. Доказательством этому служит то, что мы испытываем пред созданиями искусства. Мы с удовольствием смотрим на самые точные изображения того, на что в действительности смотреть неприятно например, на изображения отвратительнейших зверей и трупов. Причиной этого служит то, что приобретать знания чрезвычайно приятно не только философам, но также и всем другим, только другие уделяют этому мало времени.
Если в произведении действовали боги, знать или герои, то подобную историю Аристотель относил к высоким жанрам. Книги с персонажами более простого происхождения считались низкими. Высокими жанрами были трагедия и эпос, а низкими — комедия и пародия.

Аристотель разделял произведения и по форме: выделял простое подражание и повествование. В историях первого типа не было авторских комментариев, а вот в повествованиях присутствовал рассказчик. Жанрами простого подражания философ считал трагедию и комедию, а повествования — эпос и пародию.
Именно подражать в одном и том же и одному и тому же можно, рассказывая о событии как о чем-то отдельном от себя, как это делает Гомер, или вести рассказ от своего же лица, не заменяя себя другим, или же представляя всех изображаемых лиц как действующих и деятельных.
Аристотель. «Поэтика»
В сочинении «Об искусстве поэзии» Аристотель также сформулировал разделение произведений по трем родам: лирика, эпос, драма.

Филолог Александр Веселовский писал, что литература зародилась из древних хорических действий, которые сопровождали обряды. Из них появились сначала лиро-эпические, а затем эпические песни. Позже возникла лирика как отдельный род литературы, а потом и драма.

Немецкие философы, например Георг Гегель, Фридрих Шиллер, Иоганн Вольфганг Гете, развили аристотелевскую систему. Они классифицировали жанры уже не по манере повествования автора, а по его отношению к происходящему.

Этой же точки зрения придерживался и Виссарион Белинский в статье «Разделение поэзии на роды и виды». Он писал, что в эпических произведениях главное — это событие: «Здесь не видно поэта… поэт является только как бы простым повествователем того, что совершилось само собою». Лирику критик называл «царством субъективности»: «Личность поэта является на первом плане, и мы не иначе, как через нее, все принимаем и понимаем». А в драме, как писал Белинский, эпос и лирика «совокупляются в неразрывное целое». (Под поэзией в названии статьи Белинский понимает литературу в целом, а поэтом называет автора произведения.)

Каждый жанр Белинский предлагал оценивать и по соотношению внешнего и внутреннего. Внешним он называл описываемые события — например, Троянскую войну в «Илиаде» Гомера, Кавказскую войну в «Кавказском пленнике» Александра Пушкина. А внутреннее — это мысли, намерения и желания героев, такие как психологические колебания Гамлета в одноименной пьесе Уильяма Шекспира. В эпических жанрах внешнее преобладает над внутренним, в лирике — наоборот. А драма должна уравновешивать эти два компонента.

Еще Белинский предлагал делить жанры по стилю речи в произведении — на стихотворные и прозаические. При этом он не считал все стихотворные произведения лирикой. Он относил к эпосу эпопеи — большие поэмы о значимых исторических событиях, которые обычно написаны в стихотворной форме. Другими примерами эпических произведений, по мнению Белинского, могут быть романы и повести — прозаические тексты. К лирике же он относил песни, сонеты, стансы, элегии, послания.

Современные классификации жанров также относят к эпосу рассказы и новеллы, а к лирике — оды и эпиграммы. А еще выделяют отдельную категорию лиро-эпических жанров. В подобных произведениях присутствует сюжет, что характерно для эпоса. В то же время эти тексты эмоционально окрашены: автор оценивает и события, и персонажей. К лироэпике в русской классике можно отнести роман в стихах «Евгений Онегин» Александра Пушкина, басни Ивана Крылова, баллады Василия Жуковского.

Драматические жанры отличаются тем, что находятся на стыке двух видов искусства — театра и литературы. Подобные произведения предназначены для выступлений на сцене. К драмам относят трагедии, фарсы, водевили, мистерии и другие подобные произведения.

Еще одна признанная классификация жанров опирается на проблематику произведений. Жанры бывают романтическими — показывают развитие личности; национально-историческими — рассказывают, как герой участвует в каком-то важном событии; нравоописательными — отображают быт и нравы определенных народов, классов, сословий.

Литературовед Михаил Бахтин в книге «Проблемы поэтики Достоевского» сформулировал понятие «память жанра». Он писал, что каждый вид произведения «живет настоящим, но всегда помнит свое прошлое, свое начало». Из-за этого у читателя есть ассоциации, которые связаны с конкретным произведением. Они появляются, когда он просто узнает жанр этой книги. А когда писатель создает новое произведение, он всегда опирается на старые.

Жанры в литературе постоянно меняются и эволюционируют. Иногда у них появляются поджанры. Например, современная фантастика бывает юмористической, любовной и детективной. А в XVIII веке в русской литературе была популярна слезная драматургия. Этот жанр, как писал Дени Дидро, занял промежуточное место между «веселой комедией и высокой трагедией».

Иногда жанры становятся историческими — их перестают использовать. Так случилось с духовными одами, пролетарской поэзией, байронической поэмой.
Материалы по теме