КТО ТАКОЙ
«ЛИШНИЙ ЧЕЛОВЕК»?

Отвечает Дарья Федосова,
автор портала «Культура.РФ»

КТО ТАКОЙ
«ЛИШНИЙ ЧЕЛОВЕК»?

Отвечает Дарья Федосова,
автор портала «Культура.РФ»
После публикации повести Ивана Тургенева «Дневник лишнего человека» этот термин закрепился за типажом героя-дворянина, разочарованного в жизни.
«Лишний человек» — это социально-психологический тип, так характеризуют многих известных героев русской литературы. Как правило, это одаренная личность, которая не может найти применение талантам в своей среде. Такой персонаж нередко отстранен от внешнего мира, от социума, от государства. Ему чуждо стремление и к карьерному росту, и к самосовершенствованию.

Первым лишним человеком в русской литературе исследователи считают героя грибоедовской пьесы «Горе от ума» Александра Чацкого. Взгляды, убеждения и сам характер Чацкого не дают ему войти в круг московских дворян, в их обществе он оказывается непонятым и, более того, — ненужным. Эту особенность литературоведы также относят к характерным чертам лишних людей в русской классике — их никто не может понять.

Лишними людьми называют также Евгения Онегина и Григория Печорина, главных героев романов Александра Пушкина и Михаила Лермонтова. На создание этих персонажей их авторов во многом вдохновил Джордж Байрон, английский поэт эпохи романтизма, произведения которого Пушкин и Лермонтов переосмысляют в своих романах.

И Онегин, и Печорин — скучающие люди, им надоела светская жизнь, они чувствуют себя лишними в своем мире. При этом оба они — люди одаренные, а еще — сердцееды. Но эти персонажи не стремятся меняться и развиваться, несмотря на свои способности. Например, так описал своего героя Пушкин:
«Лишний человек» — это социально-психологический тип, так характеризуют многих известных героев русской литературы. Как правило, это одаренная личность, которая не может найти применение талантам в своей среде. Такой персонаж нередко отстранен от внешнего мира, от социума, от государства. Ему чуждо стремление и к карьерному росту, и к самосовершенствованию.

Первым лишним человеком в русской литературе исследователи считают героя грибоедовской пьесы «Горе от ума» Александра Чацкого. Взгляды, убеждения и сам характер Чацкого не дают ему войти в круг московских дворян, в их обществе он оказывается непонятым и, более того, — ненужным. Эту особенность литературоведы также относят к характерным чертам лишних людей в русской классике — их никто не может понять.

Лишними людьми называют также Евгения Онегина и Григория Печорина, главных героев романов Александра Пушкина и Михаила Лермонтова. На создание этих персонажей их авторов во многом вдохновил Джордж Байрон, английский поэт эпохи романтизма, произведения которого Пушкин и Лермонтов переосмысляют в своих романах.

И Онегин, и Печорин — скучающие люди, им надоела светская жизнь, они чувствуют себя лишними в своем мире. При этом оба они — люди одаренные, а еще — сердцееды. Но эти персонажи не стремятся меняться и развиваться, несмотря на свои способности. Например, так описал своего героя Пушкин:
Он рыться не имел охоты
В хронологической пыли
Бытописания земли…
А в черновиках к восьмой главе романа поэт сам назвал Онегина «лишним»:
Кто там меж ними в отдаленьи
Как нечто лишнее стоит?
Ни с кем он, мнится, не в сношеньи,
Почти ни с чем не говорит…
Однако в то время, когда были созданы произведения Грибоедова, Пушкина и Лермонтова, термина «лишний человек» еще не существовало. Он появился только в 1850 году. Тогда в литературном журнале «Отечественные записки» вышла повесть Ивана Тургенева «Дневник лишнего человека». Герой этого эпистолярного произведения, Чулкатурин, сам называет себя «лишним человеком», потому что чувствует свою ненужность. После публикации «Дневника…» термин закрепился за типажом героя-дворянина, разочарованного в жизни.

В творчестве Тургенева такие образы также встречаются часто. Самый яркий из них — Евгений Базаров. Тургенев, впрочем, тоже переосмыслил образ лишнего человека. Во второй половине XIX века многие авторы стремились показать реалистичные характеры, разобраться в личности человека. Поэтому лишний человек Базаров куда более многогранный и сложный персонаж, чем традиционный романтический герой.

В литературе второй половины XIX столетия лишний человек задавался вопросом не только существования в обществе, но и смысла жизни. Он оказывался в ожидании: ждал от жизни чего-то невероятного, поворотного. Герой был не удовлетворен собственной жизнью, потому что все так же чувствовал себя ненужным. И, несмотря на то, что был одарен, по разным причинам не мог реализоваться. Такой персонаж искал смысл жизни, а не находя его, заполнял пустоту бессмысленными развлечениями. В реалистической литературе конфликт лишнего человека стал не внешним, а внутренним — конфликтом мироощущения.

С приходом советской власти образ лишнего человека не исчез из литературы. Во многих произведениях он предстает как герой ушедшей эпохи. Например, в романе Евгения Замятина «Мы» Д-503 оказывается «лишним», потому что в нем живет нечто человеческое, нечто непонятное и для него, и для общества.

В зарубежной литературе XX века тоже фигурируют лишние люди. Например, герой повести Альбера Камю «Посторонний» оказывается именно лишним персонажем. Сам автор описывает его так:
Герой книги осужден потому, что не играет в игру тех, кто его окружает. В этом смысле он чужд обществу, в котором живет, он бродит в стороне от других по окраинам жизни частной, уединенной, чувственной. Он отказывается лгать… Он говорит то, что есть на самом деле, он избегает маскировки, и вот уже общество ощущает себя под угрозой.
Почти всегда лишних людей отвергает общество. Они либо погибают, либо бегут. Чацкий уезжает «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов»; Онегин тоже исчезает из столицы; Печорин, Чулкатурин и Базаров умирают.
Материалы по теме