В XVII веке, когда балет только появился в
России, небольшие хореографические постановки показывали между актами драматической пьесы. Движения танцоров почти не отличались от элементов традиционных бальных танцев, а костюмы по фасону напоминали обычные для того времени праздничные наряды, богато и «театрально» украшенные.
Для женских ролей, которые часто исполняли юноши, использовали длинные платья на специальном куполообразном каркасе и с несколькими подъюбниками, а для мужских — расшитые камзолы и панталоны. Танцовщики надевали модные в то время туфли на каблуках, делали высокие сложные прически и носили вычурные головные уборы.
Создавать специальные костюмы начали только в начале XVIII века, когда балет стал отдельным представлением. Усложнилась хореография постановок, ввиду чего мужские сценические одежды стали легче, а женские — более открытыми.
Впервые укороченную юбку использовала в Париже в 1730 году французская танцовщица Мари-Анн Камарго: новое платье открывало щиколотки балерины. Это помогало Камарго выполнять новые элементы. Так, в прыжке антраша балерина быстро перекрещивала ноги в воздухе, а в прыжке кабриоль — отводила ногу назад. Камарго гастролировала и на сцене Императорских театров, поэтому моду на подобные платья быстро переняли русские танцовщицы.
О том, как на протяжении истории театра менялся балетный костюм, читайте в материале по
ссылке.