Предшественниками первых коллекционных карточек были торговые карточки — листы бумаги с информацией о производителе или продавце товара. В Европе они появились еще в XVII веке и очень напоминали визитки — отличались только большим размером и более богатым оформлением. На карточках писали основную информацию о товаре: кто его произвел, где его можно купить, кто владеет магазином. В конце авторы рекламы вежливо просили приобрести их изделие еще раз. Первые карточки были черно-белыми, а изготавливали их граверы. Некоторые предприниматели заказывали такую рекламу у дорогих художников. Например, для антикварного дилера Эдме-Франсуа Жерсена торговую карточку создал один из самых известных французских граверов XVIII века Франсуа Буше.
В XIX веке дизайн карточек стал сложнее: появилась массовая цветная печать,
литография. Красочные вкладыши для своих товаров теперь делало все больше фирм, и к середине XIX века они даже стали предметами коллекционирования. Чаще всего собирали их дети. Поэтому обычную рекламу на обороте карточек производители начали дополнять познавательной информацией, а сами вкладыши объединять в серии.
В
России свои коллекционные карточки появились в конце XIX века. Как и за рубежом, производители вкладывали их в коробки и пакеты с изделиями или выдавали в магазинах за большие покупки. Целые серии таких картинок выпускали товарищество «Абрикосов и сыновья», дом «С. Сиу и К°», «Паровая фабрика кондитерских товаров Динга» и другие производители шоколада, косметики, сигарет и чая в России. Кто из них первым создал такую рекламную продукцию, доподлинно неизвестно.
У Товарищества Абрикосова, например, была серия «Ремесленники», посвященная рабочим профессиям, а у фабрики «Динг" — набор о детских играх.
Больше всего подобных карточек создало товарищество «Эйнем» (в наши дни — «Красный Октябрь»). Их печатная продукция отличалась высоким качеством. Фабрика заказывала рекламные материалы у ведущих типографий той эпохи — хромолитографии Эдуарда Маркуса в
Санкт-Петербурге, товарищества скоропечатни Левенсона. Изделия получались яркими и красочными, их зачастую украшали позолотой и объемными элементами.
Обычно карточки «Эйнем» объединялись в серии. Чаще всего в набор входило 12 вкладышей, но некоторые наборы состояли из 84 экземпляров. Серии посвящали самым разным темам: «Виды и типы старой
Москвы», «Прежде и теперь», «Древняя жизнь», «Клады земли и моря», «1812 год», «Русские художники и их картины», «Вымершие животные прошлых геологических эпох», «Христофор Колумб», «Рынки всего мира», «Типы народов земного шара», «Изобретательность человеческого гения». Сюжеты на карточках из одного набора не повторялись. На обороте вкладышей «Эйнем» печатали рекламу своей продукции — конфет, шоколада, какао. А еще они часто размещали там познавательный текст по теме иллюстрации. На карточке № 11 «Возвращение жителей в Москву» из серии «1812 год» указано: