КАК УСТРОЕНЫ КАРТИНЫ
ДЛЯ НЕЗРЯЧИХ ЛЮДЕЙ?

Отвечает Оксана Маякова,
автор портала «Культура.РФ»
КАК УСТРОЕНЫ КАРТИНЫ
ДЛЯ НЕЗРЯЧИХ ЛЮДЕЙ?

Отвечает Оксана Маякова,
автор портала «Культура.РФ»
Прикасаясь к поверхности, посетители получают информацию об оригинальном полотне: о контурах нарисованных предметов, их размерах и даже текстурах.
В некоторых музеях рядом с самыми популярными картинами можно увидеть их рельефные копии. Такие экспонаты можно трогать: они предназначены для слабовидящих и незрячих людей. Прикасаясь к поверхности, посетители получают информацию об оригинальном полотне — о контурах нарисованных предметов, их размерах и даже текстурах. Например, атласное платье дамы с портрета передается гладким на ощупь, а грубое сукно мужского костюма — шершавым.

Рельефные экспонаты создают из разных материалов: глины, полимеров и гипоаллергенного пластика. Некоторые копии пишут красками так, чтобы все мазки и штрихи были выпуклыми. Выбор материалов зависит от бюджета и возможностей музея.

Показать сюжет одной и той же картины можно по-разному. Иногда на тактильных экспонатах возвышаются только контуры, которые передают линии рисунка. Но многие специалисты считают более информативными полностью объемные копии.

Эксперты отмечают, что, повторяя полотно в рельефе, нежелательно перегружать его деталями. В обилии мелких штрихов легко запутаться, и изображение может оказаться нечитаемым. Но иногда мелочи могут быть критически важны для понимания образа, и в таких случаях музеи создают для одной картины несколько рельефных копий. Обычно первая копия представляет собой некую общую модель, которая передает композицию в целом. Другие же раскрывают детали картины.

Иногда тактильные картины оставляют бесцветными. Но часто люди с остаточным зрением различают свет и цвет. Поэтому многие музеи выставляют либо рельефы из прозрачного пластика над цветным изображением, либо объемные изображения из цветных полимеров.

Похожим образом создаются и тактильные копии масштабных скульптур. Если экспонат невозможно охватить руками, специалисты создают уменьшенный макет. Размер выбирают так, чтобы его удобно было изучить на ощупь. А рядом помещают копию одной из деталей в натуральную величину, например ладонь статуи. Так незрячий посетитель может соотнести размер всей модели и реальной скульптуры.

Помимо рельефной копии, музеи снабжают произведение тифлокомментарием (от греческого typhlos — «слепой»). Так называют специальную аудиозапись, которая подробно рассказывает об объекте. Она описывает сюжет, цветовую гамму произведения и его особенности.

Такие комментарии должны создавать опытные специалисты. Тифлопедагог Марта Любимова пишет о специфике подачи информации в сборнике «Музей ощущений». Она рассказывает, что если человек родился незрячим или потерял зрение в раннем возрасте, то описания нужно адаптировать под его опыт:
В некоторых музеях рядом с самыми популярными картинами можно увидеть их рельефные копии. Такие экспонаты можно трогать: они предназначены для слабовидящих и незрячих людей. Прикасаясь к поверхности, посетители получают информацию об оригинальном полотне — о контурах нарисованных предметов, их размерах и даже текстурах. Например, атласное платье дамы с портрета передается гладким на ощупь, а грубое сукно мужского костюма — шершавым.

Рельефные экспонаты создают из разных материалов: глины, полимеров и гипоаллергенного пластика. Некоторые копии пишут красками так, чтобы все мазки и штрихи были выпуклыми. Выбор материалов зависит от бюджета и возможностей музея.

Показать сюжет одной и той же картины можно по-разному. Иногда на тактильных экспонатах возвышаются только контуры, которые передают линии рисунка. Но многие специалисты считают более информативными полностью объемные копии.

Эксперты отмечают, что, повторяя полотно в рельефе, нежелательно перегружать его деталями. В обилии мелких штрихов легко запутаться, и изображение может оказаться нечитаемым. Но иногда мелочи могут быть критически важны для понимания образа, и в таких случаях музеи создают для одной картины несколько рельефных копий. Обычно первая копия представляет собой некую общую модель, которая передает композицию в целом. Другие же раскрывают детали картины.

Иногда тактильные картины оставляют бесцветными. Но часто люди с остаточным зрением различают свет и цвет. Поэтому многие музеи выставляют либо рельефы из прозрачного пластика над цветным изображением, либо объемные изображения из цветных полимеров.

Похожим образом создаются и тактильные копии масштабных скульптур. Если экспонат невозможно охватить руками, специалисты создают уменьшенный макет. Размер выбирают так, чтобы его удобно было изучить на ощупь. А рядом помещают копию одной из деталей в натуральную величину, например ладонь статуи. Так незрячий посетитель может соотнести размер всей модели и реальной скульптуры.

Помимо рельефной копии, музеи снабжают произведение тифлокомментарием (от греческого typhlos — «слепой»). Так называют специальную аудиозапись, которая подробно рассказывает об объекте. Она описывает сюжет, цветовую гамму произведения и его особенности.

Такие комментарии должны создавать опытные специалисты. Тифлопедагог Марта Любимова пишет о специфике подачи информации в сборнике «Музей ощущений». Она рассказывает, что если человек родился незрячим или потерял зрение в раннем возрасте, то описания нужно адаптировать под его опыт:
Представим, что два человека — зрячий и незрячий — не знают, как выглядит мамонт. Как рассказать об этом животном? Можно сказать так: мамонт — это большое, похожее на слона животное, около пяти метров в высоту, с густой коричневой шерстью и изогнутыми бивнями. Скорее всего, зрячий человек по этому описанию без труда представит, как выглядел мамонт, поскольку имеет визуальные образы таких понятий, как «метр», «коричневый», «слон»… <…> Что же касается незрячих, такое описание даст им в лучшем случае фрагментарное понимание того, как выглядел мамонт: большой, значит, не обхватить руками, густая шерсть — скорее всего, мягкий на ощупь; при этом характеристики «около пяти метров в высоту» и «похож на слона» могут оказаться «пустыми» или не совпадающими с реальностью.

Материалы по теме