Именно Истомина стала первой отечественной танцовщицей, которая сделала по сцене несколько шагов на пуантах — до нее такого элемента в
русском балете не существовало.
Прима дружила со многими знаменитыми людьми своего времени. Например, она часто гостила в доме начальника репертуарной части петербургских Императорских театров князя Александра Шаховского. Его регулярно посещали писатель и дипломат
Александр Грибоедов, баснописец
Иван Крылов, поэты Николай Гнедич и Павел Катенин. Бывал у Шаховского и сам Александр Пушкин. Именно у него поэт впервые читал на публике черновики поэмы
«Руслан и Людмила».
Из-за Истоминой произошла знаменитая четверная
дуэль — так назывался поединок, в котором после соперников стрелялись друг с другом и их секунданты. Балерина была возлюбленной Василия Шереметева. Однажды они поссорились, и Истомина переехала жить к подруге. В это время Грибоедов, близкий друг Шереметева, позвал балерину в гости к их общему знакомому — графу Александру Завадовскому. Шереметев узнал, что его возлюбленная провела с ними двое суток, и вызвал Завадовского на дуэль, назначив секундантом скандально известного в столице бретера Александра Якубовича. Грибоедов, в свою очередь, бросил вызов Якубовичу. Стрелялись соперники с шести шагов, что было очень опасно. Пуля Шереметева оторвала воротничок от сюртука Завадовского. Тот же оказался точнее: он попал противнику в живот, и через день Шереметев скончался.
Дуэль секундантов пришлось отложить до осени 1818 года, пока Якубович и Грибоедов не встретились в Тифлисе, где оба оказались по службе. Якубович остался невредим, а его пуля прострелила Грибоедову мизинец левой руки. Именно по этой ране впоследствии удалось опознать изувеченный труп дипломата после того, как религиозные фанатики разгромили русское посольство в Тегеране.
Несмотря на огромное количество поклонников, Истомина вышла замуж только после завершения балетной карьеры. Ее избранником стал драматический актер Павел Экунин.
Истомину любили и зрители, и критики. Отмечали не только ее технику, но и умение талантливо подавать и драматические, и комедийные образы.
«Танцует с величайшей живостью и проворством, она отличная балетная актриса для ролей резвых и хитрых девиц», — писала одна из петербургских газет. Одним из самых популярных балетов с участием Истоминой стал «Кавказский пленник, или Тень невесты», премьера которого состоялась 15 января 1823 года. Александр Пушкин, автор
поэмы, писал брату из Кишинева:
«Пиши мне о Дидло, о Черкешенке Истоминой, за которой я когда-то волочился, подобно Кавказскому пленнику».
Уйти из балета на пике славы у танцовщицы не получилось: после восстания
декабристов Истоминой, которая близко дружила со многими вольнодумцами, стали давать все меньше и меньше ролей. Балерина писала в дирекцию:
«Меня на 20 году со времени выпуска из школы упрекают в том, что репертуар мой уменьшился… Чем же я виновата, что балетов сих больше не дают? И что случилось на последнем году моей службы?» Последний раз Истомина вышла на сцену, когда ей было 37 лет — 30 января 1836 года. Спустя 12 лет знаменитая артистка скончалась от холеры.