Вплоть до 1960-х театр развивался и к 1963 году стал стационарным: из тесного помещения труппа переехала в просторное здание со зрительным залом на 700 мест.
В других странах в те же годы шли похожие процессы. Например, в США в 1967 году заработал Национальный театр глухих, где ставили спектакли одновременно на языке жестов и с устной речью.
В 1974 году в Лондоне открылся знаменитый детский театр с забавным названием
Chickenshed — в переводе с английского «Курятник». Когда он только появился, организаторы Мэри Уорд и Джо Коллинз хотели работать на независимой площадке и искали помещение. Тогда поклонница проекта леди Элизабет Бинг предложила использовать пустующий курятник на своей земле. Дети, которые занимались в театре, говорили:
«Мы идем в курятник» — и название прижилось.
«Курятник» стремился популяризировать идею о том, что искусство доступно каждому. В коллектив принимали всех желающих, а в начале 1980-х в постановке сыграл мальчик с церебральным параличом.
«Если мы открыты для всех, — спрашивали подростки, —
то почему у нас нет никого, подобного ему?» Этот момент стал поворотным для театра, который с тех пор вырос в крупный инклюзивный проект.
В конце ХХ века инклюзивные театры продолжали развиваться. Так, в 1990 году в
России открылось специальное высшее учебное учреждение, где обучались театральные специалисты с инвалидностью, — Государственный специализированный институт искусств (сегодня — Российская государственная специализированная академия искусств). В 1999 году появился Всероссийский фестиваль особых театров «Протеатр». В 2000 году в Москве заработал «Театр простодушных», труппу которого составили актеры с синдромом Дауна. А в 2017 году на базе фонда слепоглухих «Соединение» возник Центр творческих проектов «Инклюзион».
Театральный критик Галина Брандт писала, что иногда у зрителей возникает вопрос: «
Почему это театр? Какое это имеет отношение к театру? К искусству вообще?» Ответ она дает такой:
«…потому что это новый вызов. Потому что институт театра, та конвенция театральности, которая с XVII, кажется, века существует в европейском сознании, перестает быть адекватной для современности моделью описания».
В наши дни инклюзивный театр считается признанной формой искусства, поскольку одна из его задач — знакомить людей с миром во всем его многообразии, показывать красоту и гармонию всеми доступными способами.