Формализм — это термин, которым описывают одну из концепций в европейской теории искусства. Она гласит, что художественная ценность произведения во многом зависит от его формы. В изобразительном искусстве формалисты фокусируются на внешних чертах произведений: композиции, цвете, текстуре, линиях. В литературе — на приемах:
стихотворных размерах, художественных тропах.
Впервые вопрос важности формы поднял античный философ Платон. Он полагал, что эйдос — термин, которым обозначали «видимое», — это не только внешний облик предмета, но и отражение его внутренней сущности.
Европейские мыслители стали заново обдумывать этот постулат лишь много столетий спустя — во второй половине XIX века. Тогда в свет вышла работа Роберта Циммермана «Общая эстетика как наука о форме». Австрийский философ писал, что форма напрямую влияет на восприятие произведения
искусства, а не просто является пассивным вместилищем смысла. А в 1880-х годах немецкий философ Конрад Фидлер настаивал на том, что форма важнее содержания, ведь именно с формой работает художник. Эту мысль продолжил итальянский скульптор Адольф фон Гильдебранд: по его мнению, работа художника состоит лишь в изменении формы, а не смыслов. В 1915 году вышла книга теоретика искусства Генриха Вёльфлина «Основные понятия истории искусств». В ней автор систематизировал все европейское искусство по формальным признакам.
Примерно в это же время философия формализма проникла в
Россию: были переведены некоторые труды европейских формалистов, и основные их тезисы совпали с мнением отечественных
художников-авангардистов.
Ярче всего русский формализм проявился в литературе и литературоведении. Датой рождения русского формализма ученые считают декабрь 1913 года: тогда еще студент Виктор Шкловский прочел в кабаре «Бродячая собака» доклад под названием «Место футуризма в истории языка». Основатель кабаре театральный деятель Борис Пронин вспоминал, что завсегдатаи «Собаки», поэты Михаил Кузмин и
Николай Гумилев, слушали студента с восторженными лицами. А именитые
футуристы, например Бенедикт Лившиц, позже писали
эссе с заголовками, которые отсылали к лекции Шкловского.
Доклад Шкловского вскоре превратился в брошюру «Воскрешение слова», а она стала основой для его программной статьи «Искусство как прием» 1916 года. Именно в ней автор ввел понятие «остранение». Для критика это явление было краеугольным: искусство, по его мнению, «остраняет» (то есть делает странными) привычные вещи, превращает рутину в нечто новое и тем самым позволяет иначе взглянуть на реальность. При этом «остранения» нельзя добиться без работы с формой произведения. Так в своей статье Шкловский объясняет этот прием: