«
Мы протестовали и против старой манеры игры… и против ложного пафоса, декламации, и против актерского наигрыша, и против дурных условностей постановки, декораций… и против всего строя спектаклей, и против ничтожного репертуара тогдашних театров», — писал
Константин Станиславский, вспоминая создание Московского Художественного театра.
Его история началась в июне 1897 года. Тогда в
московском ресторане «Славянский базар» встретились режиссер Константин Станиславский и драматург
Владимир Немирович-Данченко. Восемнадцать часов без перерывов они обсуждали проект театра, который должен был представить совершенно новую для России сцену, новых актеров и в целом новую школу.
И уже через год, осенью 1898 года, в здании
театра «Эрмитаж» труппа МХТ сыграла первый спектакль по
пьесе Алексея Толстого «Царь Федор Иоаннович». Главным принципом нового театра стала демократичность. Станиславский утверждал, что
Москве, городу с миллионным населением, большей частью которого были рабочие и мещане, необходим доступный театр. Кроме того, и Станиславский, и Немирович-Данченко были сторонниками и теоретиками новой актерской школы. Они отвергали привычный пафос классических театров, настаивали на реалистичности игры. Станиславский разработал знаменитую систему погружения в образ, которую и в наши дни преподают в театральных вузах по всему миру.
Труппу МХТ ждал ошеломительный успех. Театр стал настолько популярен, что уже через два сезона его труппа дала сотый, юбилейный спектакль по пьесе Толстого. Новый подход к актерскому и режиссерскому искусству поражал публику. Одни расхваливали театр, другие — яростно критиковали. Прозаик
Леонид Андреев писал: