Знаковый спектакль стал символом Московского Художественного театра: именно «Чайка» положила начало классическому русскому сценическому искусству, в основу которого легла знаменитая актерская система Станиславского. Система предполагала, что зритель должен прежде всего поверить актерам. Они старались сделать образы максимально достоверными, проживать жизнь на сцене, а не просто изображать героя.
Первые четыре сезона Московский Художественный театр арендовал площадку в саду «Эрмитаж», а в 1902 году перебрался в Камергерский переулок — в здание, которое раньше занимал частный театр домовладельца Лианозова. Деньги на реконструкцию выделил меценат
Савва Морозов, а работу выполнил архитектор
Федор Шехтель — причем за проект не взял ни копейки. Помимо интерьера, Шехтель разработал инновационную сцену с поворачивающимся механизмом. Она могла вращаться по желанию режиссера, а также включала в себя «карманы», куда убирались декорации и раздвижной занавес (взамен поднимающемуся). А на занавесе появилась та самая летящая чайка — ее тоже нарисовал Федор Шехтель.