В православной традиции насчитывается более 300 иконографических сюжетов изображения Богоматери — «Всех скорбящих радость», «Утоли моя печали», «Умягчение злых сердец» и многие другие. Все они имеют свою историю и связаны с первообразами, которые приписывают апостолу Луке. Тем не менее, в этом многообразии можно выделить несколько канонических типов изображений Пресвятой Богородицы — в зависимости от ее позы, жестов и одеяний. Они получение распространение после Третьего Вселенского Собора 431 года — тогда утвердилось почитание матери Иисуса Христа как Богородицы. С византийских икон делали списки (копии), которые, попав в новую среду, обрастали своими национальными чертами и легендами. К ним восходят наиболее почитаемые на Руси образы.
Самый древний из них — «Оранта», что в переводе с латинского означает «молящаяся». Первые изображения Богоматери в этом образе, которые находят в римских катакомбах II–III веков, обычно приписывают евангелисту Луке. Иконы этого типа изображают Богородицу в молитвенной позе, известной с библейских времен: в полный рост, с поднятыми и раскинутыми в сторону руками, раскрытыми ладонями наружу.
Самая ранняя Оранта на Руси появилась в киевском Софийском соборе в XI веке. Это мозаичное панно высотой в 5,45 метра. На нем Богоматерь предстает в синей тунике и золотом мафории — длинной накидке-платке. У золотого нимба над ней записаны греческие буквы ΜΡ ΘΥ — Μητερ Θεου — «Матерь Божия». Величественная и монументальная фигура получила название «Нерушимая стена» — от слов из 12-го икоса Акафиста к Пресвятой Богородице «Радуйся, отечеству нашему неизменный Покрове и Стено Нерушимая». Приписываемые ей заступничество и покровительство городам позднее проявились еще в одной известной Оранте — иконе «Покров Пресвятой Богородицы».