Ссоры в старину, как и в наши дни, были самым обычным, повседневным явлением. Во время ссоры старались унизить оппонента и его мать, показывали неприличные жесты. Однако даже этот эмоциональный вопрос регулировали определенные предписания. Так, верили, что нельзя бранить крепкими словами детей, иначе в загробном мире они могли не узнать родителей. А если ругать ребенка выражениями с упоминанием
черта и бесов, то эта самая нечисть его унесет. В разных губерниях из уст в уста передавали былички — рассказы очевидцев о том, как ребенка ругавшейся на него матери черти уносят в лес.
Считалось, что нельзя браниться в доме, иначе обидится
домовой. Нельзя было ругаться при
иконах, в присутствии беременной женщины или грудных детей. Отмечали особенное время, когда запрещалась вообще всякая брань: во время
грозы и в
Ильин день — церковный день памяти пророка Илии, который отмечают 2 августа по новому стилю.
На деле же запреты часто нарушали. Однако очень серьезно относились к одному: суеверно боялись произнесенных в пылу ссоры проклятий. Верили, что они могли нанести серьезный вред, вплоть до смертельного исхода. Считалось, что само произнесение таких слов — это грех, в котором надо покаяться во время исповеди.
По поверьям, исполняли проклятия высшие силы. Поэтому во время ссор в заветных словах обращались к Богу или к
нечистой силе, например
«пошли им, Боже», и добавляли, чего именно желали обидчикам. Проклятия вроде
«чтоб тебя черти побрали!» считались неопасными и сближались с бранными словами. Но и они могли принести вред, поэтому подобные выражения старались заменить на безопасные аналоги —
«иди в баню» вместо
«иди к черту».
Самыми могущественными считались проклятия с пожеланием смерти обидчику или его близким. Этим объясняли многие несчастья в жизни, особенно когда дети проклинали родителей и наоборот. Больше всего боялись услышать такие слова от матери, с этим даже связывали внезапную гибель человека.
Благодарность же в народе не была так регламентирована, как брань. Слово «спасибо» известно с конца XVI века, оно произошло от словосочетания «
спаси Бог». О том, что говорить «спасибо» важно, напоминали многие
пословицы, например
«Спаси Бог того, кто поит да кормит, а вдвое того, кто хлеб-соль помнит». Так как большая часть населения не владела
грамотой, то нормы вежливости передавались устно.
В народе было принято благодарить не только людей, но и
животных и даже строения. После завершения полевых работ в некоторых регионах становились перед овином для сушки снопов, снимали шапку, кланялись и говорили «спасибо» за службу. Благодарили и мифологических персонажей: полевого (схожего с лешим обитателя полей) за то, что сберег скот, водяного за удачный улов. При этом строго запрещалось говорить «спасибо» за оказанные услуги
колдунам и знахарям.
Одна из первых книг, в которых описывались правила поведения для членов семьи и слуг, относится к XVI веку — это
Домострой. В ней упоминалось, как и за что следует благодарить окружающих
. Согласно Домострою, если перед человеком ставят
еду и питье, то ни в коем случае нельзя ее ругать, есть нужно только с похвалой. Особо строго регламентировался прием гостей: