КАК В РОССИИ
ПОЯВИЛАСЬ АНИМАЦИЯ?

Отвечает Дарья Федосова,
автор портала «Культура.РФ»
КАК В РОССИИ
ПОЯВИЛАСЬ АНИМАЦИЯ?
Отвечает Дарья Федосова,
автор портала «Культура.РФ»
Свои мультфильмы балетмейстер показывал подопечным, чтобы они лучше понимали замысел постановок.
1877 год эксперты называют годом рождения анимации: тогда французский изобретатель Эмиль Рейно запатентовал изобретение — праксиноскоп. Этот аппарат позволял проектировать на поверхность движущиеся картинки. Вскоре ученый открыл оптический театр, где демонстрировал фильмы с помощью праксиноскопа. Со временем первые киноэнтузиасты, вдохновляясь идеей Рейно, задумались о создании фильмов, в которых актерами будут не люди, а игрушки и рисунки.

Так в 1898 году на свет появился настоящий мультфильм, снятый на пленку. Его создал британский режиссер Джеймс Стюарт Блэктон. Анимационный фильм назывался «Цирк лилипутов», его героями стали деревянные куклы. Коллега Блэктона Альберт Смит вспоминал:
1877 год эксперты называют годом рождения анимации: тогда французский изобретатель Эмиль Рейно запатентовал изобретение — праксиноскоп. Этот аппарат позволял проектировать на поверхность движущиеся картинки. Вскоре ученый открыл оптический театр, где демонстрировал фильмы с помощью праксиноскопа. Со временем первые киноэнтузиасты, вдохновляясь идеей Рейно, задумались о создании фильмов, в которых актерами будут не люди, а игрушки и рисунки.

Так в 1898 году на свет появился настоящий мультфильм, снятый на пленку. Его создал британский режиссер Джеймс Стюарт Блэктон. Анимационный фильм назывался «Цирк лилипутов», его героями стали деревянные куклы. Коллега Блэктона Альберт Смит вспоминал:
Я использовал набор деревянных цирковых артистов и животных моей маленькой дочери, чьи подвижные суставы позволили нам разместить их в сбалансированном положении. Это был утомительный процесс, поскольку движение может быть достигнуто только путем фотографирования каждого изменения положения.

А в Российской империи первым мультипликатором, сам того не подозревая, стал балетмейстер Александр Ширяев, танцор и педагог Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Однажды в Лондоне Ширяев купил кинокамеру и после возвращения на родину занялся любительской съемкой. Сперва он снимал только родственников и друзей, а со временем так увлекся, что предложил услуги оператора Дирекции Императорских театров: он хотел запечатлеть балерин на сцене. Съемки Ширяеву строго запретили.

Однако балетмейстер не отступился от своей идеи и решил снимать подготовки к репетициям. Это был весьма необычный процесс: Ширяев детально продумывал все спектакли и сперва создавал их из картона и кукол. Он мастерил небольшую сцену, подводил к ней свет, похожий на театральный, и выпускал балерин из папье-маше. Это были куколки высотой в 20 сантиметров на каркасе из проволоки, поэтому все их конечности легко двигались. Такие модели позволяли балетмейстеру прорабатывать хореографию и важные детали до начала репетиций.

Так в 1906 году Ширяев стал снимать бумажных балерин. Мультфильмы балетмейстер показывал своим подопечным, чтобы они лучше понимали замысел постановок. Поэтому анимация Александра Ширяева долгие десятилетия была неизвестна широкой публике.

Только в 1995 году исследователь истории кино Виктор Бочаров нашел в архивах записи этих кукольных балетов. А через несколько лет он выпустил фильм с фрагментами работ Александра Ширяева, который называется «Запоздавшая премьера».

До этого времени первым русским мультипликатором было принято считать биолога Владислава Старевича. Он тоже создавал кукольные мультфильмы в педагогических целях. Свой первый анимационный фильм «Lucanus Cervus» ученый снял в 1910 году. Его главными героями стали жуки-рогачи: Старевич хотел заснять борьбу самцов за самку. Но под ярким светом лампы жуки стали очень пассивными, и биолог решил поместить перед объективом не живых насекомых, а чучела на проволочном каркасе. Этот мультфильм стал настолько популярен, что Старевич стал снимать и другие. И в 1912 году он представил публике новый анимационный фильм с насекомыми в главных ролях. Мультфильм «Прекрасная Люканида» был пародией на рыцарские романы, в нем жуки разыгрывали сцены из произведений средневековых авторов.
Материалы по теме