Амазонками авангарда называют шесть отечественных художниц:
Наталию Гончарову, Любовь Попову, Ольгу Розанову, Александру Экстер,
Варвару Степанову и Надежду Удальцову. В первой половине XX века они работали в новаторских направлениях —
абстракционизме,
кубизме,
примитивизме,
футуризме и других. Современные специалисты относят название «амазонки русского авангарда» к искусствоведческим терминам.
Сами художницы не состояли в одном объединении и никогда не определяли себя как амазонок. Они работали по отдельности, входили в разные художественные круги и занимались разными направлениями. Александра Экстер прославилась как театральная художница, работала над сценографиями к спектаклям режиссера
Александра Таирова в московском
Камерном театре. Наталия Гончарова вместе с художником
Михаилом Ларионовым также сотрудничала с театрами, оформляла спектакли «Русского балета»
Сергея Дягилева. Любовь Попова разрабатывала сценическую среду для двух спектаклей режиссера
Всеволода Мейерхольда — «Великолепный рогоносец» и «Земля дыбом». Варвара Степанова стала известна как дизайнер: она работала с узорами для Первой ситценабивной фабрики, иллюстрировала книги и расписала вместе с
Александром Родченко Дом Моссельпрома на Арбате. Ольга Розанова прославилась своими
живописными произведениями. Ее полотно «Зеленая полоса» стало важным этапом
абстракционизма: искусствоведы считают, что работы Розановой предопределили развитие этого направления. А Надежда Удальцова была соратницей художника
Владимира Татлина и организовала организовала левую федерацию профсоюза художников-живописцев
Москвы.
Понятие «амазонки» по отношению к этим художницам впервые использовал поэт, исследователь футуризма Бенедикт Лившиц. В своей книге 1933 года «Полутораглазый стрелец» он писал о Наталии Гончаровой, Ольге Розановой и Александре Экстер так: