В начале 1960-х годов в Советском Союзе приняли новую продовольственную программу, и кондитерам поручили создать массовый и доступный продукт — молочный шоколад. Тогда в стране производили преимущественно горький шоколад — более полезный, но менее приятный на вкус. Известные столичные и региональные фабрики долго экспериментировали с ингредиентами для новой сладости, и первыми, кому удалось добиться желаемого вкуса и идеальной рецептуры, стали работники московской
фабрики «Красный Октябрь» в 1964 году.
Изначально шоколад хотели назвать «Аленушкой» по имени героини народных сказок, а для оформления обертки планировали использовать картину
Виктора Васнецова. Идея была не новой. До Октябрьской революции 1917 года «Красный Октябрь» был собственностью Фердинанда фон Эйнема и Юлиуса Гейса. Их кондитерская фабрика «Товарищество Эйнем» выпускала конфеты и печенье, а обертки к ним придумывали известные художники —
Михаил Врубель,
Лев Бакст,
Иван Билибин,
Александр Бенуа. Например, для обертки конфет «Мишка косолапый» в 1913 году взяли полотно
«Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина.
Однако высшее руководство идею кондитеров не поддержало. По их мнению, девочка с картины Васнецова была слишком грустной, да еще и босой, — а в советской стране детство у всех должно было быть счастливым. Тогда «Красный Октябрь» решил назвать шоколад «Аленка»: так ласково называли Елен, а в 1950–70-х годах это было самое популярное женское имя.
Существует и другая версия: якобы шоколад назвали в честь двух Елен — дочерей
космонавтов Юрия Гагарина и Валентины Терешковой.
После неудачи с васнецовской Аленушкой руководство фабрики в 1965 году разместило в газете «Вечерняя Москва» объявление о конкурсе фотографий. Лучшее фото маленькой девочки обещали разместить на обертке будущего шоколада. Победителем стал известный фотограф Александр Геринас, который прислал снимок своей восьмимесячной дочери. Геринас сделал его еще в 1960 году — фото уже мелькало на страницах журналов «Советское фото» и «Здоровье».
Художник-дизайнер «Красного Октября» Николай Маслов на основе этого снимка создал образ «Аленки». Правда, глаза вместо карих сделал голубыми, щеки девочки — более румяными, а губы — припухлыми. И в 1966 году на фабрике запустили первую массовую партию молочных шоколадных плиток с запоминающейся оберткой. А позднее на обороте появился еще и рекламный слоган: 16-летняя школьница Александра Егорова настолько полюбила шоколад, что сочинила стихотворение и прислала его на фабрику.
«Познакомиться с АленкойИз детишек каждый рад.Покупайте, покупайте,Покупайте шоколад!Шоколад «Аленка» —Милая девчонка!Глазки голубые,Волосы льняные,Щеки — будто маков цвет.Ей совсем немного лет:Года два, а может три,Что за прелесть, посмотри!Очень вкусный шоколадПриготовили для нас.Он питательный и нежный,И для всех людей полезный».
Вскоре рецептуру нового шоколада передали на другие советские производства. Кондитерская фабрика имени Петра Бабаева стала выпускать «Аленку» с девочкой в синем платочке на обертке, а на фабрике «Рот Фронт» появились шоколадки с изображением девочки с лейкой и собачкой с зайчиком. Но именно 100-граммовая плитка с надписью «Красный Октябрь», на обертке которой была пухлощекая девочка в платке, стала самой популярной в России и за ее пределами.