На рубеже XIX и ХХ веков Василий Суриков плотно работал над картиной о Степане Разине.
До прихода Петра к власти, в XVII веке, знаменитый казачий атаман Стенька заправлял крупнейшим в России народным восстанием. О его лихачествах слагались легенды и песни. А в XIX веке люди особенно полюбили песенку о княжне:
«Мощным взмахом поднимает / Он красавицу княжну / И за борт ее бросает / В набежавшую волну». В ней пелось о возвращении казаков после удачного набега на персов: дружина Разина плыла по
Волге, бойцы кутили среди ковров и драгоценностей, когда хмельной Стенька в яростном порыве сбросил пленницу в воду.
Василий Суриков знал этот сюжет и поначалу даже включал княжну в эскизы к картине. Но в итоговой работе нет ни княжны, ни надрывных эмоций. Передвижник Яков Минченков так описал настроение полотна:
«Вечерняя тишина над ширью Волги. Плывет с набега вольная дружина. Везет отбитое в Персии и у купцов добро. Песни и разгул. Один Степан Тимофеевич далек от веселья; задумался думой, как сделать вольным русский народ». Сам Суриков посмеивался над вопросами в духе «а где же княжна?» и считал их безвкусными.
Художник много работал над натурой: путешествовал по Волге, писал оттенки неба и воды, лица и характеры Поволжья. В письмах дочкам он рассказывал: «
Я ужасно рад, что поехал вниз по Волге, настоящую тут я увидел ширь». Но, несмотря на колоссальные труды, итоговое полотно 1906 года не понравилось зрителям. Мастер и сам встревожился, увидев результат при выставочном освещении: он менял раму, просил перекрасить стену зала и изменить наклон — но все не мог поймать нужный вид. Его не устраивал и главный герой полотна: Стенька выходил недостаточно характерным. В 1906 году на картину так и не нашлось покупателя. Позже Суриков частично переписал ее, выставил в Риме и только потом продал в частные руки.