ЗА́ПАДНИЧЕСТВО

ЗА́ПАДНИЧЕСТВО
Западничество — это историко-культурная концепция, которая сложилась в середине XIX века. Ее сторонники считали, что Россия должна развиваться по западноевропейскому пути. Они противостояли приверженцам другой концепции, которая сформировалась в то же время, — славянофильства.
Название этого течения образовано от слова «Запад», которым обозначали европейские страны. Поэтому иногда западничество также называют европеизмом.

Предшественниками западничества исследователи считают просветителей XVIII века, которые интересовались европейскими традициями, образованием, философскими теориями. К ним относят Михаила Ломоносова, Николая Новикова, Александра Радищева.

Как самостоятельная концепция западничество начало складываться в 1830-х годах. В 1836 году философ Петр Чаадаев написал «Философические письма», в которых рассуждал о религии, истории России, ее дальнейшем пути развития. Он высоко оценивал роль Петра I и последствия его политики, призывал современников избавиться от пережитков прошлого и реформировать страну по европейским образцам. Труд Чаадаева вызвал громкую дискуссию среди российской интеллигенции. В литературных салонах стали чаще обсуждать вопросы судьбы России. Так к 1840-м годам идеология западничества сформировалась в кружках писателей Николая Станкевича, Александра Герцена и Николая Огарева.

Западники критиковали крепостное право и выступали за его отмену, а также предлагали ввести в стране конституционную монархию и создать парламент, провести демократические реформы. Однако вскоре сторонники этой концепции разделились на несколько групп. Одни — Петр Чаадаев, Владимир Печерин — придерживались религиозного западничества; другие — Иван Тургенев, Борис Чичерин — либерального; а третьи — Александр Герцен, Николай Огарев, Виссарион Белинский — социалистического. Философ Николай Лосский писал:
Западники… хотели, чтобы Россия усвоила европейскую науку и плоды векового просвещения. Западники мало интересовались религией. Если среди них и были религиозные люди, то они не видели достоинств православия и имели склонность к преувеличению недостатков русской церкви. Что же касается социальных проблем, то одни из них более всего ценили политическую свободу, а другие являлись сторонниками социализма в той или иной форме.
Когда к власти пришел Александр II, спор между западниками и славянофилами прекратился: новый царь провел в России масштабные реформы. Однако идеи западников повлияли на более поздние концепции, в том числе народничество.
Материалы по теме