Вологодским называют вид русского кружева, который распространен в Вологодской области. Он считается одним из самых древних видов кружевоплетения наРуси.
Слово «кружево» образовано от древнерусского слова «кружити» и первоначально писалось через «и». Однако из-за того, что эта буква была безударной, она трансформировалась в «е» не только фонетически, но и орфографически. Кружевоплетение пришло в Россию из Европы — скорее всего, из Италии или Фландрии. В Вологде впервые заниматься таким рукоделием стали в XVI веке: тогда мастера подражали зарубежным умельцам и создавали узоры из металлических нитей. Однако кружевоплетение как промысел распространилось в Вологде лишь в XIX веке. Примерно с 1820-х годов на территории Вологодской губернии стали появляться настоящие производства: крепостные крестьяне изготавливали кружевные изделия в промышленных масштабах. Одно из первых производств устроила помещица Варвара Засецкая — в своем имении, в селе Ковырино недалеко от Вологды. Там мастерицы плели деликатное кружево, которым украшали платья и белье. Узоры в XIX веке выполняли из льняных нитей с помощью деревянных палочек — коклюшек. В основу рисунков кружевных изделий легли мотивы других вологодских промыслов: резьбы по дереву, ткачества. Отличительной чертой этих узоров была снежинка. Рисунки вологодских мастериц выделялись еще и тем, что на них были четко разделены фоновый узор и основной сюжет. Сюжеты кружевных рисунков варьировались: от изображений птиц, животных и растений до целых бытовых сцен. К концу века в Вологодской губернии работала треть всех кружевных мастериц страны. Согласно статистике, в 1893 году в Вологде этим ремеслом занималось около 4000 мастериц. А через 20 лет их стало в 10 раз больше. Часто знания о кружевоплетении передавались по наследству, существовали целые династии кружевниц. Обучали девочек этому промыслу с пяти лет. В советские годы именно в Вологде появилась школа кружевниц. Также там был основан Вологодский кружевной союз, при котором открылась художественная лаборатория. Советская действительность повлияла и на вологодское кружевоплетение: в 1930-х годах в орнаментах стали встречаться сцены, вдохновленные соцреализмом. Вологодское кружево стало известно и популярно даже за рубежом. Еще в прошлом веке мастера из Вологды получили несколько престижных наград: золотую медаль на выставке 1925 года в Париже, Гран-при в Париже в 1937 году, золотую медаль и Гран-при в Брюсселе в 1958 году.
Воротник. Вологодское кружево. 1995 год
Туапсинский историко-краеведческий музей им. Н.Г. Полетаева, Туапсе, Краснодарский край
Вологодское кружево. 1-я половина XX века
Онежский историко-мемориальный музей, Онега, Архангельская область
Скатерть «Снежинка». Вологодское кружево. Художник Виктория Ельфина. 1959 год
Вологодская областная картинная галерея, Вологда
Воротник. Вологодское кружево. XX век
Кушвинский краеведческий музей, Кушва, Севрдловская область
Скатерть. Вологодское кружево. 1959 год
Калужский объединенный музей-заповедник, Калуга
Шаль. Вологодское кружево. 1980-е годы
Зеленокумский краеведческий музей, Зеленокумск, Ставропольский край
Мантилья. Вологодское кружево. Конец XIX века
Алтайский государственный краеведческий музей, Барнаул
Накидка. Вологодское кружево. 1940-е годы
Амурский областной краеведческий музей им. Г.С. Новикова-Даурского, Благовещенск
Декоративная бабочка. Вологодское кружево. XX век
Щёлковский историко-художественный музей, Щёлково, Московская область
Образцы кружева. Из альбома Анны Кораблевой-Кутилиной «Вологодские кружевные решетки». 1960 год
Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Москва