Чудью называют древнюю народность, которая жила на территории современной России. Также это слово иногда используют, чтобы обозначить представителей иных, отличных по происхождению, народов — часто коренных.
Ученым доподлинно неизвестно, как возникло слово. Самой вероятной версией авторы Большой российской энциклопедии называют ту, в которой «чудь» происходит от праславянского корня tjudjь со значением «чужой». Он, в свою очередь, восходит к готскому языку, где þiuða означало «народ». Впервые понятие «чудь» появилось вписьменных источниках в 859 году. Автор Повести временных лет так называл людей, которые платили дань варягам. Также чудь перечисляли среди союзных этносов, которые призвали князя Рюрика как правителя на Русь, — вместе с нею значились кривичи, словене, меря и, по некоторым версиям, весь. В более поздних документах это название относилось к северным народам, которые жили западнее от Чудско-Псковского озера, недалеко от современного эстонского города Тарту. В труде «De originibus priscæ gentis Varegorum» 1743 года шведского историка, профессора Альгота Скарина термин «чудь» появился как название «финландцев либо естландцев», то есть жителей Финляндии или Эстонии, которых объединяло этническое происхождение. До конца XIX века «чудь» часто встречалась в текстах — вплоть до официальных бумаг Российской империи, где обозначала северную народность с финско-балтийских территорий. Справочник «Алфавитный список народов, обитающих в Российской империи» 1895 года приводил официальные данные о численности чуди, основанные на переписи населения, — 13 250 человек. С 2002 года народность с тем же названием включена и в перепись граждан Российской Федерации. Вмифах илегендах чудь — это магический низкорослый народ, который жил на земле допоявления людей. Рассказы о магическом народе часто встречаются вРеспублике Коми — их иногда называют предками коми-пермяков. Саамы, родственная им малая северная народность, также упоминают чудь. Считается, что они когда-то жили на земле, были невысокими, выбирали для жилищ пещеры, которых было немало в регионе, землянки и ямы. Когда на их территории пришли люди, чудь ушла под землю. Согласно легендам, чудь временами поднимается на поверхность. Коми-пермяки описывают их как мелких темных существ, которые могут напасть на человека и навредить ему без причины.
Николай Рерих. Чудь подземная. 1928–1930
Культурный комплекс «Наследие Алтая», Верх-Уймон, Республика Алтай
Николай Рерих. Чудь под землю ушла. 1923–1930
Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Великий Новгород
Борис Булгаков. Маленькие люди. 1994
Калининградский областной музей изобразительных искусств, Калининград
Группа женщин с детьми. Коми-пермяки. До 1909 года
Фотография: Владимир Плотников / Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук, Москва
Группа женщин с детьми. Коми-пермяки. До 1909 года
Фотография: Владимир Плотников / Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук, Москва
Коми-пермяки. 1890-е годы
Фотография: С.В. Рылов / Свердловский областной краеведческий музей им. О.Е. Клера, Екатеринбург
Вепсская семья. 1930–1934 годы
Фотография: Национальный музей Республики Карелия, Петрозаводск
Вепсские дети. 1930–1934 годы
Фотография: Национальный музей Республики Карелия, Петрозаводск