Сюита — это музыкальное произведение, в которое входят несколько пьес. Сами пьесы, как правило, композиционно самостоятельные, но объединены общей идеей или творческим замыслом.
Этот термин возник во Франции в XVI веке и переводится как «последовательность» или «чередование». В то время композиторы часто создавали пары или циклы танцевальных произведений. Постепенно сформировалась традиция объединять разные круговые танцы. Тогда и зародилась главная особенность жанра сюиты: в его основе лежала танцевальная музыка. В то время сюиты звучали исключительно на балах и праздниках, они не считались повседневной музыкой. В эпоху барокко сюиты представляли собой несколько лютневых, клавирных и оркестровых музыкальных пьес, связанных общей тональностью, но контрастных по ритму. Со временем число частей в сюите увеличивалось. А в XVIII веке элементами таких произведений стали и нетанцевальные сочинения — арии, рондо, каприччио и другие. Своего расцвета жанр сюиты достиг в творчестве Иоганна Себастьяна Баха и Георга Фридриха Генделя. Бах написал множество сюит для клавира, скрипки и виолончели, а Гендель — 17 клавирных. Позже возникли жанрово-пейзажные сюиты и сюжетно-программные — так называют музыкальные произведения, развитие в которых происходит по принципу литературного сюжета. Такие сюиты часто встречаются среди произведений русских композиторов. Например, к ним относят сочинения «Антар» и «Шехеразада» Николая Римского-Корсакова и «Маленькую сюиту» Александра Бородина.
Сцена из сюиты «Шехеразада» Николая Римского-Корсакова. 1950 год Фотография: Российский национальный музей музыки, Москва
Фотография: Российский национальный музей музыки, Москва
Первая страница нот «Маленькой сюиты» Александра Бородина. XIX век Музей-усадьба П.И. Чайковского, Воткинск, Удмуртская Республика
Музей-усадьба П.И. Чайковского, Воткинск, Удмуртская Республика
Майя Плисецкая в роли Кармен в балете «Кармен-сюита». 1967–1969 годы
Фотография: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Неизвестный художник. Молодая дама, читающая ноты на скамье в парке. Конец XVIII века
Государственный исторический музей, Москва
Поль Гаварни. Лист из сюиты бытовых сцен «Piano». 1850-е