Эксперты предполагают, что о живописи на «станке» люди знали еще 4500 лет назад. Так, Оксфордский словарь сообщает, что изображение мольберта сохранилось на египетском рельефе эпохи Древнего царства.
Первые росписи на отдельных табличках также появились до нашей эры. Древнейший образец ученые обнаружили в Греции. «Таблички из Пицы» — четыре деревянные дощечки с цветной росписью — неизвестный древнегреческий мастер создал примерно 2500 лет назад. Сюжеты он написал минеральными красками по специальному грунту из гипса. Сегодня эти артефакты хранятся в Афинах.
В
Государственном Эрмитаже можно увидеть редкую роспись I века, найденную в
Керчи. На внутренней стенке античного саркофага изображена мастерская художника, где живописец плавит восковые краски над жаровней, а неподалеку от него стоит мольберт и развешены три
портрета.
Расцвет станковой живописи пришелся на эпоху Возрождения: тогда европейцы стали применять масляные краски вместо
темперы и добились мягких переходов цвета и светотени. Тогда же
Леонардо да Винчи написал «Мону Лизу» — одно из самых известных станковых произведений в мире.
В России такая живопись стала популярной при
Петре I и постепенно заняла главенствующие позиции в искусстве. Многие известные русские художники —
Иван Айвазовский,
Илья Репин,
Казимир Малевич и другие — были именно станковистами.
После 1917 года, в первое десятилетие СССР, некоторые мастера объявили бойкот станковой живописи: считалось, что эта форма себя исчерпала. Будущее видели за созданием нового быта — архитектуры, мебели, тканей. В ответ на новые взгляды возникли объединения станковистов, которые доказывали актуальность своего искусства. Особенно прославилась группа ОСТ — «Общество станковистов», в которое входили
Александр Дейнека и
Юрий Пименов.