Этот термин называет художественный материал на основе глины, сажи, мела, красителей и клея. В переводе с французского
sаuсе означает «приправа», «соус».
Художники обычно рисуют соусом черного цвета, реже используют разные оттенки коричневого, серого и белого. Этот материал изготавливают в виде цилиндрических палочек-карандашей, которые продаются в наборах или по отдельности. Соус похож на
пастель, но у него более насыщенный, матовый тон и не так много цветов, как у пастели.
Соус стал популярен у художников в XVIII веке. Рисовальщики готовили его самостоятельно, по своим рецептам. Русские мастера использовали соус как для предварительных набросков и эскизов, так и для больших рисунков. Им рисовали
Илья Репин,
Алексей Саврасов,
Иван Крамской.
Существуют техники сухого и мокрого соуса. При сухом методе на бумагу наносят штрихи, а затем растушевывают их в нужных местах. Растушевка создает плавные переходы от светлых тонов к темным. Соусом рисуют на плотной фактурной бумаге, чтобы он не осыпался со временем. Для лучшей сохранности рисунок в конце работы фиксируют специальным составом, а листы хранят под слоем тонкой бумаги или под стеклом.
Мокрое рисование соусом во многом похоже на технику акварели. Небольшую часть материала растворяют в воде, при этом пропорции зависят от нужной насыщенности тона. Краску наносят слоями, рисуют кистями на листе зернистой бумаги, которая не теряет форму от влаги. Бумага впитывает краску, и ее не нужно закреплять. Например, в технике мокрого соуса выполнен портрет студента Адриана Прахова кисти Ильи Репина.