Соната — один из основных жанров камерной инструментальной музыки. Как правило, это трехчастное циклическое произведение.
Термин «соната» пришел в русский язык из латыни: слово sonare переводится как «звучать». Так стали называть музыкальные произведения в XVI веке, чтобы отделить инструментальные сочинения от вокальных. Изначально сонатой называли любое музыкальное произведение, но к XVIII веку этот термин закрепился за сочинениями с определенной структурой. Сонаты писали для одного или двух инструментов, а их композиция была трехчастной и состояла из экспозиции, разработки и репризы. В сонате всегда присутствовали две музыкальные темы, которые противопоставлялись друг другу и объединялись в репризе. Во второй половине XVIII века сонатная форма вобрала в себя многое из музыки прошлых веков: от барокко — полифоническое звучание, от концертной формы — идею драматического развития, от оперы — динамичный сюжет. Яркое развитие жанр сонаты получил благодаря Вольфгангу Амадею Моцарту. В его творчестве побочные музыкальные партии обрели особую четкость, а часть разработки расширилась и вместила в себя конфликт произведения. Самой известной сонатой композитора стала Соната для фортепиано №11, последнюю часть которой часто называют Турецким маршем. Достигла своего расцвета сонатная форма втворчестве ЛюдвигаванБетховена. Именно благодаря ему соната окончательно сформировалась иобрела четкую, привычную нам структуру. Композитор создал 32сонаты для фортепиано, 10сонат для скрипки и пять — для виолончели. Асамой известной стала его Соната для фортепиано №14, илиЛунная соната. Второе название произведение получило уже после смерти Бетховена: так его озаглавил всвоей статье немецкий литератор Людвиг Рельштаб. Жанр сонаты не терял своей популярности на протяжении нескольких веков. В эпоху романтизма, например, сонаты писали Франц Шуберт, Феликс Мендельсон, Фридерик Шопен, Роберт Шуман и другие классики. В России сонатную форму начал активно развивать Михаил Глинка: в 1825—1828 годы он написал Сонату для альта и фортепиано. Со временем жанр становился все популярнее у отечественных композиторов. Сонаты создавали Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Сергей Рахманинов. А произведения Александра Скрябина критики называют мостом от романтической сонаты к современной.
Неизвестный художник. Портрет Вольфганга Амадея Моцарта. 1891–1910
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва
Гедан. Портрет Людвига ван Бетховена. Конец XIX века
Государственный исторический музей, Москва
К. Гелферт. Портрет Франца Петера Шуберта. Середина XIX века
Государственный исторический музей, Москва
Неизвестный художник. Портрет Феликса Мендельсона Бартольди. 1-я половина XIX века
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва
Неизвестный художник. Портрет Фридерика Шопена. 1-я половина XIX века
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва
Неизвестный художник. Портрет Роберта Шумана. 1-я половина XIX века
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва
Василий Матэ. Портрет Михаила Глинки. 1892
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва
Композитор Сергей Прокофьев. 1951 год
Фотография: Александр Лесс / Российский национальный музей музыки, Москва
Композитор Дмитрий Шостакович. 1970–1975 годы
Фотография: Юрий Рыбчинский / Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Москва
Композитор Сергей Рахманинов. 1913 год
Фотография: Литературный музей Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук, Санкт-Петербург
Композитор Александр Скрябин. 1910 год
Фотография: Мемориальный музей А.Н. Скрябина, Москва