СОНÁТА

СОНÁТА
Соната — один из основных жанров камерной инструментальной музыки. Как правило, это трехчастное циклическое произведение.
Термин «соната» пришел в русский язык из латыни: слово sonare переводится как «звучать». Так стали называть музыкальные произведения в XVI веке, чтобы отделить инструментальные сочинения от вокальных.

Изначально сонатой называли любое музыкальное произведение, но к XVIII веку этот термин закрепился за сочинениями с определенной структурой. Сонаты писали для одного или двух инструментов, а их композиция была трехчастной и состояла из экспозиции, разработки и репризы. В сонате всегда присутствовали две музыкальные темы, которые противопоставлялись друг другу и объединялись в репризе.

Во второй половине XVIII века сонатная форма вобрала в себя многое из музыки прошлых веков: от барокко — полифоническое звучание, от концертной формы — идею драматического развития, от оперы — динамичный сюжет.

Яркое развитие жанр сонаты получил благодаря Вольфгангу Амадею Моцарту. В его творчестве побочные музыкальные партии обрели особую четкость, а часть разработки расширилась и вместила в себя конфликт произведения. Самой известной сонатой композитора стала Соната для фортепиано №11, последнюю часть которой часто называют Турецким маршем.

Достигла своего расцвета сонатная форма в творчестве Людвига ван Бетховена. Именно благодаря ему соната окончательно сформировалась и обрела четкую, привычную нам структуру. Композитор создал 32 сонаты для фортепиано, 10 сонат для скрипки и пять — для виолончели. А самой известной стала его Соната для фортепиано №14, или Лунная соната. Второе название произведение получило уже после смерти Бетховена: так его озаглавил в своей статье немецкий литератор Людвиг Рельштаб.

Жанр сонаты не терял своей популярности на протяжении нескольких веков. В эпоху романтизма, например, сонаты писали Франц Шуберт, Феликс Мендельсон, Фридерик Шопен, Роберт Шуман и другие классики.

В России сонатную форму начал активно развивать Михаил Глинка: в 1825—1828 годы он написал Сонату для альта и фортепиано. Со временем жанр становился все популярнее у отечественных композиторов. Сонаты создавали Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Сергей Рахманинов. А произведения Александра Скрябина критики называют мостом от романтической сонаты к современной.
Материалы по теме