Симфонией называют музыкальный жанр, крупное произведение, созданное для оркестра.
Это слово с древнегреческого переводится как «созвучие». В Античности симфонией называли приятное для слуха сочетание звуков. В Средние века значение термина сохранилось.
В XVI веке словом «симфония» стали называть произведения для вокального многоголосия. А спустя еще сто лет этот термин появился в названиях вокально-инструментальных и инструментальных композиций, например в «Священных симфониях» Генриха Шютца или «Музыкальных симфониях» Лодовико да Виаданы.
Современное значение слова возникло в XVIII веке. В это время оперные увертюры стали исполнять как самостоятельные произведения, и постепенно, после череды изменений, они превратились в отдельный жанр — симфонию.
Привычная нам симфония родилась в венской классической школе. Ее участника, Йозефа Гайдна, называют отцом симфонии: он создал 104 подобных сочинения. Именно этот композитор завершил формирование классической симфонии — теперь она состояла из четырех контрастных частей, которые были объединены общей идеей.
Однако развитие жанра на этом не закончилось. Вольфганг Амадей Моцарт внес в симфонию драматизм и напряженность, его симфонии под номерами 39, 40 и 41 многие музыканты считают высшим композиторским достижением XVIII века. ЛюдвигванБетховен тоже писал известные и новаторские симфонии. В его Девятой симфонии появились вокальные партии, и после этого использовать их стали и другие композиторы.
Позже симфония перестала быть таким строгим жанром: композиторы стали экспериментировать с количеством частей. Например, Дмитрий Шостакович написал симфонию, состоящую из 11 частей, а Алан Хованесс — из 24.
ВРоссии первую симфонию создал Дмитрий Бортнянский в 1790 году. Также были известны сочинения Михаила Виельгорского иАлександра Алябьева, но их произведения еще не были классическими симфониями. Крупные симфонические произведения появились уже уромантиков, у членов «Могучей кучки» — Милия Балакирева, Александра Бородина иНиколая Римского-Корсакова. Признанным автором симфоний стал Петр Чайковский, он написал, в частности, программную симфонию «Манфред».
Неизвестный художник. Любительский оркестр. 2-я половина XIX века
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Христиан Гельферт. Портрет Йозефа Гайдна. 2-я половина XIX века
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва
Неизвестный художник с гравюры Пьера Роша Виньерона. Портрет Вольфганга Амадея Моцарта. 1840-е
Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
Герман Гедан. Портрет Людвига ван Бетховена. Конец XIX века
Государственный исторический музей, Москва
Давид Боровский. Портрет Дмитрия Шостаковича. 1980
Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Густав Гиппиус. Портрет Дмитрия Бортнянского. 1822–1828
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва
Франц Крюгер по гравюре Томаса Райта. Портрет Михаила Виельгорского. 1830-е. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
Евграф Протасов. Портрет Александра Алябьева. 1830
Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
Петр Алякринский. Чайковский и «могучая кучка». 1957
Музей-усадьба П.И. Чайковского, Воткинск, Удмуртская Республика