Первые «сиквелы» появились еще в Античности: древнегреческая поэма «Одиссея» и древнеримская «Энеида» были продолжениями «Илиады» Гомера. Новые истории об известных персонажах вошли в моду в начале XVIII века — тогда книжный рынок стал ориентироваться на профессиональных авторов, чье вознаграждение зависело от количества проданных копий. Чтобы получать стабильный доход, писатели стали развивать собственные истории и сочинять продолжения. Их мгновенно раскупали читатели, которые хотели узнать дальнейшую судьбу любимых героев. Например, Александр Дюма — отец рассказал о новых подвигах мушкетеров в романах «Двадцать лет спустя» и «Десять лет спустя».
Как правило, события сиквела четко следуют за событиями первого произведения, вводят новый или разрешают старый
конфликт. Иногда действие происходит значительно позже и сосредоточено на новых персонажах, а старые присутствуют в сиквеле только эпизодически.
Создать сиквел может и другой автор. Так, продолжение книги «Унесенные ветром» спустя полвека после публикации оригинала писательнице Александре Рипли заказали наследники самой Маргарет Митчелл.
Известны и случаи, когда продолжение выходило без ведома автора. Так, в 1614 году в Испании издали книгу под названием «Вторая часть хитроумного идальго Дон Кихота Ламанчского», которую литературоведы называют «Дон Кихот из Авельянеды». Ее автор остался анонимным. Вскоре о публикации узнал сам
Мигель де Сервантес. Писатель был в ярости. За год до этого он писал своему патрону, графу де Лемосу, что планировал сам выпустить «дальнейшие подвиги Кихота и юмор Пансы», однако никакого отношения эти планы ко «второй части» не имели. В 1615 году Сервантес опубликовал настоящую вторую часть «Дон Кихота», в которой ответил обидчику: