Шинуазри — это стиль, который возник в Европе в конце XVII века. Для него характерны использование традиционных восточных мотивов в декоре и имитация китайских изделий.
С французского термин «шинуазри» переводится как «китайщина». В Великобритании такой стиль называют «чайна» от
China — Китай.
Мода на вещи с Востока появилась в Европе в конце XVII века. В 1667 году вышла книга немецкого изобретателя Афанасия Кирхера «Китай разъясненный» об образе жизни, политике и культуре
Китая. Ее украшали богатые иллюстрации. Первый тираж раскупили всего за несколько месяцев, поэтому к концу года напечатали еще один. А вскоре «Китай разъясненный» перевели и на другие языки.
В то же время Голландская Ост-Индская компания начала привозить из Китая и Восточной Азии большие партии товаров — фарфоровой посуды, серебряных и золотых изделий, шелковых и хлопковых тканей. Эти предметы стоили очень дорого, но все равно были популярны, особенно среди знати. Больше всего ценились изделия из фарфора — статуэтки, чайные сервизы, вазы.
Уже в начале XVIII века появились первые предприятия, на которых изготавливали аналоги дорогой китайской посуды. Копировали изделия с Востока первое время и знаменитые мануфактуры Мейсен и Севр. А затем начали имитировать и другие китайские предметы декора — мебель, ширмы, обои, панно и картины.
Архитекторы стали подражать восточным зданиям и в парках и дворцовых ансамблях сооружали чайные домики, пагоды, павильоны. Своя китайская деревня появилась и в
Царском Селе — ее построили по указанию
Екатерины II.
Стиль шинуазри часто критиковали. Европейские мастера не знали традиционных техник, вольно копировали рисунки. Они украшали свои изделия стилизованными изображениями драконов, фениксов, экзотических цветов, использовали восточные символы и орнаменты. Однако в европейских копиях китайских предметов было много ошибок. Мастера не изучали философию и культуру восточных стран и не могли достоверно передать смысл разных рисунков. А часто европейские художники даже и не знали, что значат символы, которые они используют.
К XIX веку интерес к Китаю постепенно угас. Возродился он в начале XX века, в эпоху
ар-деко. Тогда в моду вновь вошли фарфоровая посуда, мебель и картины в стиле шинуазри.