В это время поэты и композиторы стали создавать песни для многоголосия — шансон могли исполнять три и более человека.
В Европе складывались разные школы шансона. Во
Франции в этом жанре писали члены Академии поэзии и музыки Жана Антуана де Баифа, в
Италии шансон перекладывали для клавишных и струнных инструментов, появились полифонические песни и в
Германии.
Современный шансон зародился в конце XIX века в парижских кабаре и концертных кафе. Тогда он смешался с популярным течением реалистической песни. Произведения в этом жанре были посвящены не только любви и романтике, но и затрагивали острые социальные темы. Самыми известными шансонье начала ХХ века были Эдит Пиаф и Фреель.
Иногда под шансоном подразумевают и французскую эстрадную песню второй половины ХХ века. Ее характерная особенность — произведения исполняли чаще всего сами авторы, например Джо Дассен и Шарль Азнавур.
Французский шансон сильно повлиял на развитие авторской песни по всей Европе, в том числе в
России. Однако русский шансон значительно отличается от французского. Он складывался под влиянием городского романса и особого вида
джаза под названием «одесский бит», который исполнял, например,
Александр Вертинский, а также — арестантских песен, появившихся на рубеже XIX–ХХ веков. Поэтому в России под шансоном чаще всего понимают блатные песни, посвященные особенностям жизни и мироощущения представителей криминального мира.