СЕНТИМЕНТАЛИ́ЗМ

СЕНТИМЕНТАЛИ́ЗМ
Сентиментализм — это направление в искусстве второй половины XVIII — начала XIX века. Термин произошел от латинского слова sentiment — «чувство». В противовес рационализму эпохи Просвещения сентиментализм провозгласил высшим качеством человека не разум, а чувство.
Главными идеологами течения были английский поэт Джеймс Томсон и французский философ Жан-Жак Руссо. Они считали, что истину можно постичь не с помощью логических рассуждений, а благодаря эмоциональному восприятию мира и высвобождению «естественных» чувств. Их идеи воплотились сначала в литературе, а затем и в живописи того времени. В России сентиментализм появился в годы своего расцвета — в конце XVIII столетия.
В поисках «простой», естественной жизни дворяне уезжали из столиц в загородные имения, где проводили время с близкими и наслаждались уединением на лоне природы. Художники запечатлевали новый образ жизни аристократии на заказных портретах.
Они изображали эмоции и переживания людей, индивидуальные особенности характера. Для этого живописцы создавали простые композиции без лишних деталей. Героями картин часто становились очаровательные дети, невинные девушки и мудрые старики.
Как правило, такие работы выполнены в приглушенных тонах. Каждая деталь композиции как будто сообщает о близости человека к природе — фигура непременно расположена на пейзажном фоне, в руке может быть колосок, цветок или яблоко, а на голове — изящная соломенная шляпка. Модели предстают в расслабленных, непринужденных позах, а женские платья напоминают дезабилье́ — домашнюю одежду, не предназначенную для посторонних глаз. Яркий пример русского сентиментализма — «Портрет М.И. Лопухиной» Владимира Боровиковского. Художник изобразил представительницу графского рода Толстых, но никак не обозначил ее социальный статус. Главная тема этого произведения — единение человека с природой — отвечает эстетическим ценностям той эпохи. В портрете раскрыты личные качества девушки, а ее естественная красота гармонирует с окружающим пейзажем.
Сентиментализм как стиль в искусстве существовал до начала XIX века. Однако элементы и мотивы этого направления затем встречались у многих художников-романтиков.
В статье использованы отрывки из книги Марии Швец «Главное в истории русского искусства».
Материалы по теме