СÁСПЕНС

СÁСПЕНС
Саспенс — прием, который используют в фильмах для создания напряженной атмосферы.

Термин происходит от английского слова suspense, что переводится как «неопределенность». Так этот прием первым назвал режиссер Альфред Хичкок, хотя эффект тревожного ожидания использовали еще в самых ранних кинокартинах. Даже братья Люмьер в фильме «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» применили саспенс. Беспокойство у зрителей вызвало само изображение поезда: они думали, что состав вот-вот окажется прямо в зале.

В начале XX века приемом саспенса пользовался и режиссер Дэвид Уорк Гриффит. Он достигал эффекта напряженности благодаря особому построению сюжета. Герои Гриффита были близки к гибели, но в последний момент спасались. А зрители переживали, так как не знали — выживут персонажи или нет.

Мастером саспенса киноведы называют Альфреда Хичкока. По мнению режиссера, чтобы эффект сработал, зрителей нужно к нему подготовить: «Публику следует по мере возможности наиболее полно информировать. Зная, чего ему следует ждать, зритель невольно подготавливает себя к восприятию, что очень существенно для создания саспенсов». Чтобы публика испытывала напряжение, Хичкок добавлял в фильм тревожную музыку, звуки дыхания, тиканья часов, биения сердца. Пользовался он и операторскими приемами — неожиданным углом съемки, акцентом на деталях, эффектом «подглядывающей» камеры.

Выделяют два вида саспенса — открытый и закрытый. Первый возникает, когда зритель знает, какая именно опасность угрожает герою, а сам персонаж не замечает ее. Пример открытого саспенса — эпизод из фильма Хичкока «Саботаж». В картине мальчик везет в автобусе коробки с кинопленкой, не подозревая, что в них бомба. Он должен был доставить посылку еще в 13:30, но опаздывает. Из сюжета картины публика знает, что в 13:45 бомба взорвется. Чтобы заставить зрителей бояться, Хичкок добавил в эпизод тревожную музыку, несколько раз крупным планом показал часы.

Когда режиссер использует прием закрытого саспенса, источник опасности неизвестен. При этом и герои фильма, и зрители испытывают беспокойство. Закрытый саспенс присутствует в эпизоде с русской рулеткой в фильме Майкла Чимино «Охотник на оленей». Тот же прием использован в картине «Семнадцать мгновений весны» Татьяны Лиозновой. В Германии Штирлиц всегда в опасности: ни он, ни зрители не знают, чего и кого именно ему следует остерегаться.

Чаще всего саспенс применяют в триллерах, хоррорах. Однако встречается этот прием и в мультфильмах — например, в «Ежике в тумане».
Материалы по теме