САНГИ́НА

САНГИ́НА
Термином «сангина» называют технику рисования, а также материал для нее. Это слово пришло из латинского языка и переводится как «кровь», «кроваво-красный».
Сангину изготавливают из белой глины и растительного клея, который выступает как связующее вещество. Характерный цвет ей придают пигменты из оксида железа. Благодаря им оттенок получается теплым, от коричневого до красноватого.

Сангину выпускают в виде палочек, которые напоминают толстые карандаши без деревянной оправы. Карандашами рисуют линией или штриховкой, также их растирают на бумаге. Чтобы изменить толщину штриха, материал смачивают водой. Как правило, сангину не нужно закреплять на листе специальными составами в отличие от других осыпающихся материалов. На выставках такие рисунки показывают в рамах под стеклом.

Этот материал известен с эпохи Возрождения. На протяжении нескольких веков художники создавали сангиной как самостоятельные произведения, так и наброски и этюды. Например, именно сангиной Микеланджело выполнил подготовительные рисунки для Сикстинской капеллы.

Русские художники тоже часто использовали сангину. Теплый цвет пигмента близок тону кожи, поэтому мастера выбирали именно этот материал для портретов и зарисовок с натуры. Сангиной рисовали и вместе с другими материалами, например с углем или соусом. Так, в смешанной технике выполнен портрет поэта Валерия Брюсова, для которого художник Михаил Врубель использовал уголь, мел, сангину и пастель — цветные мелки.
Материалы по теме