Рифмовка, или рифма, — это явление в литературе, когда строки в стихотворении заканчиваются созвучными словами.
Термин «рифма» переводится с древнегреческого как «размеренность» или «ритм». Ученые не могут точно установить, когда появилась рифма, но самый ранний памятник рифмованной поэзии восходит к XI–VI векам до нашей эры. Это «Ши-цзин» — древнекитайская Книга песен. В нее вошли рифмованные фольклорные тексты, например «У врат Закатных, городских…»:
“
У врат Закатных, городских, Красавиц юных рой, Как тучек легких и сквозных Толпа, весной, с зарей.
Европейская литература обогатилась рифмой лишь в V веке благодаря христианскому поэту Целию Седулию, которого поэт-импрессионист Поль Верлен считал изобретателем рифмы. В этот период рифма появилась только в стихотворениях на духовную тему, но спустя два века она стала обязательной и в светской поэзии. ВРоссии же рифма существовала еще в фольклорной поэзии, например взаговорах и песнях. Существуют разные виды рифм. По специфике ударения выделяют мужскую и женскую, гипердактилическую идактилическую рифму. Мужское окончание — это такое окончание строки, в котором ударение падает на последний слог. В женском — на предпоследний. Авдактилической и гипердактилической рифмах — на третий и четвертый слог от конца. По расположению рифмующихся стихов выделяют кольцевую, или опоясывающую, рифму, парную рифму и перекрестную рифму. Пример кольцевой рифмовки можно найти в стихотворении «Во глубине сибирских руд»Александра Пушкина:
“
Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы, Как в ваши каторжные норы Доходит мой свободный глас.
Вэтом стихотворении схему рифмовки можно описать как abba — рифмуются первая ипоследняя ивторая итретья строки. Вдругом произведении Пушкина, «Пророк», представлена парная рифмовка:
“
Перстами легкими как сон Моих зениц коснулся он. Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы.
В этом случае созвучны строки, которые расположены рядом: aabb. А перекрестная рифма встречается в стихотворении Михаила Лермонтова«Парус»:
“
Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..
Здесь рифмуются первая и третья и вторая и четвертая строки по схеме abab.
Гравюра Антонио Цукки с оригинала Ангелики Кауфманн. Поэт и Муза. XVIII век
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Поль Гаварни. Влюбленный со словарем рифм. Лист из серии «Оттенки чувств». 2-я треть XIX века
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва
Неизвестный художник. Портрет молодой дамы с книгой в руке. 1790-е
Московский музей-усадьба «Останкино», Москва
Алексей Корин. Бабушка и внучка. 1893
Пермская государственная художественная галерея, Пермь
Неизвестный художник. Поэт на мансарде. Конец XVIII века
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва