Само слово произошло от французского
pointe, что означает «острие». Прототипом первых пуантов многие исследователи считают мягкие атласные туфли с прямоугольным носом, которые носили знатные дамы в Европе на рубеже XVIII—XIX веков.
Первые упоминания о танцах на пуантах связаны с именем балетмейстера Шарля Дидло. Считается, что впервые балерина встала на пальцы в его балете «Зефир и Флора». Юрий Бахрушин писал:
«Женский классический танец в этот период достиг большого расцвета. Решающим моментом в этом отношении было появление «положения на пальцах». Эту позу ввел Дидло». А французский критик Кастиль-Блаз в одной из своих статей сообщал:
«Мы узнаем из газет, что старшая мадемуазель Гослен в течение нескольких мгновений стояла на пальцах, sur les pointes des pieds — вещь доселе невиданная».
Новый эффектный прием сначала использовали исключительно для романтических возвышенных партий: на пуанты вставали феи, богини, нимфы. Балерины, исполнявшие партии обычных девушек, танцевали на полупальцах или в туфлях на небольших каблуках.
Первые пуанты не были похожи на современные, поскольку у них не было жесткого носа. Мягкие туфли набивали тканью, чтобы уменьшить риск травмировать пальцы. Первой обувь с жестким каркасом надела Мария Тальони. 12 марта 1832 года она вышла на сцену в балете «Сильфида» и станцевала весь спектакль на пуантах.
Первой русской балериной, вставшей «на пальцы», была
Авдотья Истомина — танцовщица, о которой
Александр Пушкин писал в
«Евгении Онегине». Она была ученицей Дидло, когда знаменитый хореограф работал в
Петербурге.
Техника танца на пуантах развивалась на протяжении всего XIX столетия, вместе с ней менялись и сами туфли. Появился так называемый «пятачок» — плоское завершение туфли, которое придавало обуви устойчивость. Его, как правило, изготавливали из дерева и покрывали мягкой тканью. В XX веке у пуантов появился «стакан»: часть туфли, закрывающую пальцы, стали для придания нужной жесткости пропитывать крахмальным клеем.