Пуантилизм — это стилистическое направление, а также особый метод в живописи начала XX века. Он возник в 1880-е годы во Франции.
Французский термин
pointillisme буквально переводится как «точечность» и образован от слова
point — «точка». Иногда это направление называют дивизионизмом — от французского
division, то есть «разделение».
Пуантилизм придумал художник Жорж Сёра. Он долго изучал теорию цвета и оптику — книги искусствоведа Шарля Блана, химика Эжена Шеврёля и физика Огдена Руда. Сёра решил, что краску нужно наносить на холст по определенной системе — небольшими точками. Он полагал, что картины, выполненные в такой технике, будут особым образом воздействовать на сетчатку глаза, так как человек будет иначе воспринимать цвета, разделенные на составляющие.
Сёра стремился добиться чистых оттенков. Например, вместо того, чтобы использовать фиолетовый цвет, он размещал на холсте рядом красные и синие точки. Благодаря эффекту оптического смешения издалека зрители не видели отдельные мазки. Им казалось, что художник использовал фиолетовую краску.
С помощью этого эффекта Сёра добивался особой яркости. А фигуры на его картинах получались объемными, с четкими контурами.
Первую картину в такой технике Сёра представил на выставке
импрессионистов в 1886 году. Полотно «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» стало самым популярным в экспозиции и вызвало противоречивые отзывы критиков. Философ Эрнст Блох назвал его «мозаикой скуки», а публицист Феликс Фенеон считал картину жизнерадостной. Сам Сёра писал: «
Кто-то говорит, что видит поэзию в моих картинах. Я вижу только науку». Кроме «Воскресного дня на острове Гранд-Жатт» в этом стиле художник написал картины «Парад», «Цирк», «Сена в Гранд-Жатт, весна».
Пуантилизмом увлекался и другой французский художник Поль Синьяк. В своей книге «От Эжена Делакруа до неоимпрессионизма» он писал: «
Всякая материальная смесь ведет не только к затемнению, но и к обесцвечиванию, всякая оптическая смесь, наоборот, ведет к ясности и блеску». Среди самых известных картин художника — «Портрет Феликса Фенеона», «Гавань в Марселе».
В
России в технике пуантилизма писал Николай Мещерин, автор пейзажей «Сосенки под снегом», «Лунная ночь» и других.