Примитивизм появился благодаря знакомству жителей западных стран с ранее неизвестными культурами Юго-Восточной Азии, Африки, Океании и Америки. Кроме того, он стал реакцией на общественные изменения того времени, которые сопровождали научные и промышленные революции. Художники-примитивисты считали, что нужно стремиться к более простой, духовной и гармоничной жизни, которой живут народы вне «цивилизации».
На картинах примитивистов обычно отсутствует линейная перспектива, все детали прорисованы с одинаковой тщательностью, нет теней, световых бликов и объема. Фигуры людей, животных и фантастических существ на таких полотнах часто непропорциональны.
Часть искусствоведов считает примитивизм синонимом
наивного искусства. Другие полагают, что произведения в стиле примитивизма могут создавать только мастера с академическим художественным образованием, а наив-арт — исключительно непрофессионалы.
Большой вклад в развитие примитивизма внесли знаменитые европейские живописцы. Так, Поль Гоген использовал в своих работах таитянские мотивы,
Анри Матисс вдохновлялся персидскими миниатюрами, а
Пабло Пикассо — африканскими масками. Известные представители жанра примитивизма — художники
Анри Руссо,
Нико Пиросмани, Бабушка Мозес — были самоучками.
В
России примитивизм к началу XX века оформился в самостоятельное художественное направление под названием
неопримитивизм. Это случилось через несколько лет после того, как живописец
Александр Бенуа назвал работы художника
Михаила Ларионова «новым примитивизмом». Отечественные мастера вдохновлялись религиозным и бытовым
лубком, иконами, торговыми вывесками, любительским рисованием и другим. Кроме Ларионова в этом стиле работали
Наталия Гончарова,
Илья Машков, Владимир Марков.