На протяжении веков этот термин менял свое значение. В Древней Руси повестью называли самые разные произведения, а само слово означало «весть о чем-либо», повествование о событии, которое, по мнению современников, происходило в действительности, в отличие от выдуманных
сказок. Так называли летописи, например Повесть временных лет, жития святых, истории жизни царей и военачальников.
В XVII веке появились бытовые и авантюрные повести, основанные на художественном вымысле. В них чудесные и фантастические эпизоды могли переплетаться с описанием реальных исторических событий и бытовых деталей, как в «Повести о Савве Грудцыне» или «Повести о Ерше Ершовиче». С XVIII века термин стали употреблять и для стихотворных сочинений.
Александр Пушкин называл свою
поэму «Медный всадник» повестью, а
Михаил Лермонтов снабдил
«Демона» подзаголовком «восточная повесть». В XIX веке словом «повесть» обозначали прозу небольшого размера, которую современные литературоведы все же относят к рассказам. Повести писали
Николай Гоголь,
Иван Тургенев,
Лев Толстой,
Антон Чехов.
В современной литературе повесть обычно сравнивают с романом: как правило, события в ней менее протяженные по времени, они связаны в одну сюжетную линию, в ней меньше персонажей, конфликтов, проблем. В отличие от рассказа, который описывает один случай из жизни, в повести автор шире обрисовывает действительность, изображает целый период жизни главного героя. Однако четко отделить один жанр от другого бывает сложно, поэтому одно сочинение разные литературоведы могут относить и к повести, и к рассказу (или
новелле).