Плафоном в архитектуре называют плоское, сводчатое или купольное перекрытие помещения. Росписи и скульптуры, которые украшают его, тоже обозначают этим термином. Чаще всего живописные плафоны выполнены в технике
фрески — темперными
красками по сухой штукатурке. Также плафоном может быть прикрепленный к потолку холст или мозаика.
Плафоны были частью декоративного убранства церковных и парадных дворцовых помещений еще в эпоху Возрождения, однако огромную популярность приобрели в период
барокко, в XVII — начале XIX веков. Если раньше плафон завершал архитектурную композицию и подчеркивал структуру свода, то в это время начал скрывать ее, чтобы зрительно увеличить пространство. На барочных плафонах часто изображали небо с облаками и летящими фигурами. Так создавали ощущение бесконечности и устремленности купола вверх.
Следуя этому принципу, Пьетро да Кортона в 1633–1639 годах украсил свод главного зала Палаццо Барберини в Риме фреской «Триумф Божественного провидения». Художник совместил элементы архитектуры, скульптуры и живописи таким образом, что возникала иллюзия, будто нарисованные фигуры вырываются из рамы и соединяются с лепными.
Другим теоретиком иллюзионистской живописи в интерьере конца XVII века был художник Андреа Поццо. Он написал трактат о перспективе, а также использовал свои наработки во время работы над плафоном в римском Сант-Иньяцио. Благодаря оптической иллюзии кажется, что сцена прибытия святого Игнатия Лойолы в рай происходит прямо под сводом церкви.