Пермогорская роспись — это русский промысел, особая техника росписи по дереву, которая появилась в XVIII веке.
Термин произошел от названия пристани Пермогорье в Архангельской губернии. Недалеко от нее находились сразу три деревни, где занимались этим промыслом, — Черепаново, Большой Березник и Гридинская.
Нашли и начали изучать пермогорскую роспись ученые из
Сергиево-Посадского музея-заповедника в конце 1950-х годов. В деревни, которые располагались на берегах Северной Двины, отправились научные экспедиции. Их участники обнаружили уникальные образцы крестьянской росписи.
Промысел появился под влиянием старинных
лубочных картинок, иконописи и книжных иллюстраций из средневековых рукописей. Оттуда мастера заимствовали композицию: основной рисунок помещали в центре, а вокруг него изображали цветы и геометрические орнаменты.
Для пермогорской росписи характерно сочетание сложных растительных узоров с жанровыми сценками — моментами из крестьянской жизни. Их рисовали красными, зелеными и желтыми
красками и обводили черным контуром. Самыми популярными сюжетами были катание на
санях,
свадьба, тройка, охота.
Чаще всего мастера пермогорской росписи украшали прялки. На них изображали традиционные
языческие символы: дерево жизни, райскую птицу Сирин и
кошку — символ домашнего уюта.
Кроме прялок, расписывали люльки, посуду, ларцы, сундуки, туески — берестяные сосуды для хранения продуктов. На предметах художники часто оставляли небольшие надписи. На детских колыбелях — пожелания здоровья и долголетия ребенку; на посуде — просьбу есть аккуратно. А на одной из прялок неизвестный художник нарисовал купца с товарами. Изображение он подписал:
«Сей человек купеческое содержание имеетъ большима всякима товарыма дорогима занимается».
В XVIII веке пермогорская роспись была аккуратнее и профессиональнее. Первое время ей занимались только художники из мастерских книжников-рукописцев в районе пристани Пермогорье. А к XIX веку такой стиль переняли жители окрестных деревень, поэтому некоторые предметы тех лет расписаны небрежно.
К 1930-м годам пермогорской росписью почти перестали заниматься. Возрождать промысел начали в
Архангельске в конце 1960-х, как раз после научных открытий экспедиции из Сергиево-Посадского музея-заповедника. Старинные предметы с пермогорской росписью стали изучать и повторять на архангельской фабрике «Беломорские узоры».