С итальянского языка «пастилья» (
pastiglia) переводится как «комок теста, лепешка». Чтобы создать пастилью, мастера сначала получали карбонат свинца из соединения свинца с парами уксуса. Затем его смешивали с сульфатом и связующим веществом из яичного желтка. Когда консистенция смеси становилась похожей на тесто, ее формировали в индивидуальные элементы. С помощью свинцовых форм пастилью наносили на предварительно позолоченную деревянную основу с клеем на основе коллагена из кожи кролика. Иногда в материал добавляли ароматическое вещество — мускус. Об этом свидетельствует альтернативное итальянское название техники — «мускатное тесто» (
pasta di muschio/moscho).
С помощью этой пасты мастера лепили рельефные фигуры и декорировали ими разнообразные предметы. Часто композиции и
орнаменты создавали на религиозные и мифологические темы. В эпоху Возрождения в Италии пастильей декорировали панели сундуков кассоне для тканей, шкатулки кофанетти, предназначенные для хранения ценных предметов, и даже массивные рамы для картин.
До наших дней сохранилось всего около 290 небольших шкатулок, созданных в этой технике. Изделия хранятся преимущественно в музеях: в
Государственном Эрмитаже в
Санкт-Петербурге, Метрополитен-музее в Нью-Йорке, Национальном музее Ренессанса в Экуане (Франция), во Дворце изящных искусств в Лилле, Национальном музее Средневековья (Музей Клюни) в Париже, Рейксмюсеуме в Амстердаме, музее палаццо Даванцати во Флоренции и других. Пастилья крайне редко встречается в частных коллекциях.
Экспертам известен единственный сохранившийся триптих, выполненный в технике пастильи. Это триптих мастерской так называемой кливлендской шкатулки, или мастерской главной берлинской шкатулки. Он изображает сцены из жизни Христа и Богоматери, а также в него входит критская икона Богоматери с Младенцем. Произведение экспонируется в
«Центре искусств. Москва».