Слово «партитура» пришло в русский язык из итальянского. Там существительное
partitura означает «распределение», «разделение».
Партитуры стали активно использовать в XVI веке — когда возникли многоголосные произведения и уже развивалось книгопечатание. Им предшествовали поголосники — книги, в которых отдельно публиковали каждый голос из произведений. Первые нотные записи, напоминающие современные, появились в Германии: например, так издали произведение Филиппа Вердело «Sancta Maria, succurre miseris».
Во второй половине XVI века партитуры записывали на четырех нотоносцах. В это время возник один из основных принципов организации нотного текста: голоса стали располагать по высоте, от самого высокого сверху до самого низкого внизу. Этот принцип называется тесситурным. Тогда же возникли вертикальные тактовые линии — «контрольные пункты» текста.
Со временем внешний вид партитур менялся: композиторы меняли технику письма, расширялись составы оркестров, эволюционировали голоса. Так, на рубеже XVI—XVII веков высокие голоса начали записывать цифрами, потому что в музыке появился генерал-бас — основной голос и исходный пункт отсчета.
Во второй половине XVIII — XIX столетиях партитура приобрела современный вид. Возник унифицированный вид записей для тиражирования и печати. Он закрепил порядок голосов: все их начали записывать нотами, начиная с самого высокого, — и вид нотоносца: он стал горизонтальным.
В XX веке появилась так называемая графическая нотация — партитуры, которые записывали при помощи рисунков или знаков. Ими пользовались композиторы-экспериментаторы.
В
Россию нотная печать и партитуры пришли в XVIII веке. До этого произведения записывали разными способами, например крюками, или невмами: над словами ставили точки, черточки, запятые и другие значки.
Нотные книги появились в России в 1670-е годы. До конца XVIII века так фиксировали в основном духовную музыку. Первые нотные книги со светскими сочинениями вышли в 1730-е годы. В это же время в русскую музыку из Европы пришел нотный стан из пяти линий. Но вплоть до конца столетия крюковую запись использовали параллельно с нотами. В XIX веке нотная печать стала частным делом — партитуры издавали небольшие типографии.