Палехом называют известный народный промысел — миниатюрную живопись темперой на лаковых изделиях из папье-маше. Обычно палехские мастера рисуют
красками с золотым отливом на черном фоне.
Издревле Палех, село в
Ивановской области, славилось своими иконописцами. Палехские мастера использовали мягкие плавные линии и яркие краски, а одеяния святых и орнаменты украшали сусальным золотом, поэтому их работы блестели, словно излучая божественный свет. В XVII веке Палех стал иконописным центром, мастеров оттуда начали приглашать в
Москву — например, расписывать Грановитую палату и
Новодевичий монастырь.
Традицию «светоносной» и стойкой росписи палехские мастера передавали из поколения в поколение. Темперу, специальную краску, изготавливали по особому рецепту из порошковых пигментов и яичного желтка, которые разводили столовым уксусом или квасом. Для работы с сусальным золотом мастера использовали особенную кисть — лампензель, ее собирали своими руками волосок к волоску. А полировали золото волчьим зубом.
После Октябрьской революции многим потомственным мастерам пришлось оставить иконопись. Однако они придумали, как сохранить древнерусскую художественную традицию. В 1924 году Иван Баканов, Иван Вакуров, Иван Голиков, Александр Котухин и Иван Маркичев при поддержке искусствоведов Анатолия Бакушинского и Александра Глазунова создали палехскую Артель древней живописи. Палешане стали расписывать шкатулки из папье-маше сюжетами из народных сказок, жанровыми сценками и пейзажами. Фон у таких изделий всегда был черным, а рисунки — красными, желтыми и зелеными. В своих работах мастера использовали все то же сусальное золото, а готовые вещицы покрывали лаком.
Палехские изделия соответствовали советской идеологии «народности» и считались «агитлаком», то есть массовой агитационной продукцией с советской символикой. Хотя на самом деле мастера часто использовали традиционные
сказочные и
былинные сюжеты, в годы
войны изображали батальные сцены, а шкатулки на революционную тематику создавали только к всесоюзным выставкам или в подарок партийным руководителям.
В 1935 году в Палехе по инициативе
Максима Горького открыли
Музей палехского искусства. Там хранятся, например, миниатюры Аристарха Дыдыкина «Демьянова уха», «Раскрепощение женщины» и «Волга — русская река». А станция
московского метро «Новослободская» украшена работами палехского мастера Павла Корина.