В большинстве европейских языков такой наряд называется
tutu. Этимология слова доподлинно неизвестна. Существует версия, что термин произошел от французского
tulle — «тюль». Именно из этого материала в прошлом часто делали танцевальные наряды.
Первый балетный костюм появился в 1830-х годах. Это была длинная, ниже колена, юбка-колокол, которая подчеркивала узкую талию артистки. Театроведы считают, что впервые в таком костюме выступила итальянская балерина Мария Тальони на премьере балета «Сильфида» Жана Шнейцхоффера в 1832 году. Наряд для нее создал художник Эжен Лами.
Со временем балет менялся. Танцовщицы стали двигаться быстрее, встали на пуанты и начали исполнять сложные движения. Вместе с танцем менялись и костюмы: становились короче и легче. Уже в 1890-х годах они полностью открывали ноги до середины бедра.
Современный вид эти костюмы приобрели к середине XX века. Сегодня классической пачкой считается плоская круглая юбка в форме тарелки. Именно в ней балерины выходят на сцену в большинстве
классических постановок, например в
«Лебедином озере» или
«Щелкунчике».
Стандартный радиус современной пачки составляет 48 сантиметров. Однако для многих балерин их шьют индивидуально, учитывая рост, вес и длину ног артисток. Чаще всего пачки изготавливают из шифона или фатина. На одну такую юбку у швеи уходит около двух недель и более 10 метров
ткани. Так много материала требуется из-за большого числа слоев юбки.
Для
репетиций и выступлений шьют разные пачки. Репетиционные костюмы более легкие и состоят из меньшего количества слоев. На пачки никогда не пришивают молнии или пуговицы, чтобы они не оторвались во время выступления, а застегивают их на крючки. А особенно сложные костюмы зашивают прямо на
балеринах перед выступлением.
Некоторые спектакли до сих пор танцуют в длинных юбках. Такие пачки называют «романтическими» или «шопенками» — по названию балета Михаила Фокина
«Шопениана». Чаще всего их носят артистки, исполняющие роли фантастических существ — духа Сильфиды, призрака Жизель. А партию Джульетты танцуют в хитоне — свободном платье.
В 1999 году в
Мариинском театре реконструировали постановку «Спящей красавицы»
Петра Чайковского и воссоздали костюмы 1890 года. С тех пор в балет вернулась мода на более длинные пачки — до середины бедра.