ОРФИ́ЗМ

ОРФИ́ЗМ
Орфизм ― это направление в абстрактном искусстве первой трети XX века. В 1910-х годах французский поэт и критик Гийом Аполлинер назвал словом orphisme творчество художников Робера Делоне, Франтишека Купки, Фернана Леже, Франсиса Пикабиа и Марселя Дюшана. Этот термин отсылает к имени мифического древнегреческого поэта и музыканта Орфея, который игрой на лире приручал диких животных, двигал скалы и деревья. Аполлинер считал, что своими красочными картинами эти мастера связывали живопись с музыкой.
Орфизм также называют орфическим кубизмом. Художники-орфисты, как и кубисты, работали с геометрическими формами, однако считали цвет ключевым эстетическим элементом. Один из основоположников этого направления Робер Делоне называл свои работы симультанными по аналогии с трактатом французского химика Мишеля Эжена Шеврёля о технологиях окрашивания тканей.

Отличительными особенностями орфизма были абстрактность, яркие цвета и округлые формы. Мастера этого направления старались выразить связь между музыкальными тонами и визуальными оттенками.

Благодаря супруге Делоне ― Сони Терк, художнице родом из Одессы, ― орфизм появился и в прикладном искусстве. Помимо картин, она создавала в этом направлении иллюстрации для книг и узоры для тканей, разрабатывала дизайн одежды.

Впервые орфисты представили свои работы на Салоне Независимых в Париже в 1913 году. Также они участвовали в выставках «Синего всадника». Отечественные художники Александра Экстер, Аристарх Лентулов, Георгий Якулов, Александр Богомазов вдохновлялись приемами орфизма.
Материалы по теме