Термин появился от слова «опушить», или «оторочить» — то есть заметно выделить край изделия. Например, в швейном деле опушью называется меховая обшивка по краю шапки или рукавов, а «опушенными» в старину назывались лавки с резным навесом по краю.
Священные образы, обведенные яркой линией, встречались еще в искусстве ранних христиан. Красной полосой обрамлена, например, композиция III—V вв.еков «Исцеление кровоточивой женщины» в катакомбах Петра и Марцеллина в Риме. Красную опушь также можно увидеть на более поздних иконах Греции, Кипра и Македонии.
Цвет опуши был своеобразным символом. Кандидат философских наук Виктор Кутковой отмечал, что икона «своими границами по периметру будет соприкасаться с внешним миром. С миром падшим, уязвленным грехом. И красный цвет опуши — символически граница земная, огненная, „опаляющая, очищающая“ всего человека». Также ученый писал, что красный напоминает о примирении, о любви между Господом и человечеством.
Кроме красного для опуши использовали и другие оттенки. Например, у знаменитого образа XIV века «Богоматерь Донская» снизу на лицевой стороне сохранился фрагмент красной опуши, а на обороте, где написана другая композиция, «Успение», мастер выполнил обводку зеленым.
Многие иконописцы создавали двойную и даже тройную опушь — составную линию из нескольких цветов. Часто встречаются красно-зеленые и красно-голубые варианты. Поморские старообрядцы в середине XIX века писали и по четыре полосы: красно-голубую опушь подчеркивали тонкими белыми линиями.
На образах из Мстеры и Холуя можно увидеть даже черную границу. Местные художники покрывали поля икон суриком — особой коричневато-оранжевой краской, которую изготавливали из окисленного железа или свинца. Поверх сурика проводили опушь ярко-красным баканом — краской из природных красителей на основе растений или древесины. При наложении сурика на бакан и получался темный, почти черный цвет.
Иконы с опушью создаются и сегодня. Опытные мастера учат начинающих иконописцев проводить линию быстро и ровно: для этого нужно опираться средним пальцем на торец иконы, а кисть держать в руке жестко, чтобы запястье не сгибалось. Если движение при этом будет идти от локтя, то линия выйдет ровной и аккуратной.