ОПЕРÉТТА

ОПЕРÉТТА
Опереттой называется жанр музыкального театра, объединяющий вокал, хореографические номера и разговорные сцены. Традиционные оперные формы, например арии или хоры, также входят в структуру оперетт, но, как правило, в упрощенной форме. Для оперетт характерны юмор, сатира и любовные интриги, а действие обычно заканчивается счастливым финалом.
В XVII веке опереттой называли любую небольшую оперу. Именно так это слово переводится с итальянского языка. В XVIII столетии к оперетте стали относить конкретные жанры, например бытовую комедию или пастораль. В Германии и Австрии опереттами считались комические оперы, в которые входили не только музыкальные номера, но и диалоги между героями.

В XIX веке так стали называть представления, герои которых не только поют, но и разговаривают и даже танцуют. Их музыкальной основной, как правило, были песни, состоящие из куплетов и припева.

Всемирно известными опереттами стали «Летучая мышь» на музыку Иоганна Штрауса, «Принцесса цирка» Имре Кальмана, «Веселая вдова» Франца Легара. Последнюю композитор Сергей Рахманинов назвал гениальной.

В России оперетты как самостоятельного жанра фактически не существовало до XIX века: на отечественной сцене шли в основном водевили. В 1859 году в Михайловском театре французская труппа впервые показала оперетту «Орфей в аду» Жака Оффенбаха. В 1870-х годах появились первые российские труппы, специализировавшиеся на этом жанре. Например, одним из ярких подвижников нового жанра стал антрепренер Михаил Лентовский. Вслед за его театром в Петербурге появились «Палас-театр» и «Летний Буфф», а дальше мода на оперетту распространилась и в провинциальных городах.

Оперетта стала особенно востребована в 1920-е годы. В это время Владимир Немирович-Данченко в Музыкальной студии МХТ поставил популярные спектакли «Дочь мадам Анго» Шарля Лекока и «Перикола» Жака Оффенбаха. А в 1926 году открылся первый государственный театр оперетты — Хабаровский театр.

Вскоре в этом жанре появились и оригинальные постановки отечественных композиторов, герои и темы которых соответствовали новой советской идеологии. Основоположниками советской оперетты называют Николая Стрельникова и Исаака Дунаевского.
Материалы по теме