Октава — это интервал, который охватывает семь последовательных нот. На клавиатуре фортепиано октава соответствует расстоянию между ближайшими клавишами с одинаковыми нотами: в нее входит семь белых и пять черных клавиш.
Русское слово «октава» произошло от латинского прилагательного octava — «восьмой».
В музыке звуки принято делить на девять интервалов: субконтроктава, контроктава, большая, малая, первая, вторая, третья, четвертая и пятая октавы. Ноты, которые входят в октавы, отличаются по высоте. В субконтроктаву входят самые низкие звуки, которые может услышать человек, а в пятую октаву — самые высокие. Поэтому одна нота из разных октав — например, до — звучит по-разному.
В подобных интервалах измеряется певческий диапазон — число нот, которые может взять исполнитель. Считается, что хороший вокалист должен брать хотя бы две октавы. Американский певец Тим Стормс попал в Книгу рекордов Гиннесса как обладатель самого широкого диапазона в мире.
Среди женщин самым широким диапазоном обладает бразильская вокалистка Джорджия Браун. Она брала ноты от соль большой октавы до соль седьмой октавы.
В музыке существует классификация женских и мужских голосов. У самого низкого женского певческого голоса — контральто — диапазон охватывает ноты от ми малой октавы до фа второй. А исполнитель с высоким мужским голосом — контратенором — берет ноты от до малой октавы до ми второй. В опере многие партии закреплены за голосами определенных типов. Например, партию Снегурочки в одноименной опере Николая Римского-Корсакова обычно исполняет лирико-колоратурное сопрано. А князя Ивана Хованского в «Хованщине» Модеста Мусоргского играет артист с басом — очень низким мужским голосом.
Певцы могут увеличить свой диапазон с помощью вокальных тренировок. Более широкий диапазон позволяет разнообразить репертуар. Однако на общее звучание влияет не только количество охваченных октав, но и техника, вокальные приемы, манера исполнения.
Термин «октава» используется и в литературоведении. Так называют стихотворение из восьми строк с определенной схемой рифмовки — abababcc.
Николай Рачков. Обучение пению. XIX век
Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Александр Риццони. Урок музыки. 1868
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Алексей Пахомов. В вокальной студии. Дуэт. 1942
Дальневосточный художественный музей, Хабаровск
Виктор Борисов-Мусатов. Романс. 1900
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск
Михаил Клодт. Женщина, плачущая у рояля (фрагмент). XIX век
Смоленский государственный музей-заповедник, Смоленск
Леонид Пастернак. Урок музыки. 1919
Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Санкт-Петербург
Илья Репин. У рояля. Портрет С.В. Тарновской. 1880
Сумской художественный музей им. Никанора Онацкого, Сумы, Украина