В античную эпоху одой называли хоровое пение, например, в честь победителя спортивных соревнований. Хор с музыкальным сопровождением восхвалял героя, его род, город и сами состязания. В I веке до нашей эры оды писал древнеримский поэт Гораций: в своих сочинениях он поднимал актуальные общественные проблемы.
В XVI веке французский поэт Пьер де Ронсар обратился к античной поэзии, в частности к форме оды. В своих произведениях он воспевал любовь, пиры, балы,
маскарады и турниры. В XVII веке, в эпоху
классицизма, за одами закрепились определенные темы: торжественное прославление Отечества, Бога, прекрасной дамы. В одах описывали героические победы государства над врагом, восхваляли воинов, вождей и королей.
В русской литературе XVI–XVII веков появились схожие с одами панегирики — восхваления в честь знатных лиц. К самому жанру оды в России одним из первых в XVIII веке обратился Василий Тредиаковский: он написал, например, «Оду о непостоянстве мира» и «Оду торжественную о сдаче города Гданска». А благодаря
Михаилу Ломоносову ода стала главным лирическим жанром литературы этого столетия.